search
main
0

Выслушайте!

И последите за дыханием

Мы живем в прекрасное время, когда есть все условия для учебы. Учебники оцифрованы, уроки записаны, педагоги на связи. Но если мы представим получаемые знания как воду, каков наш сосуд? Не льется ли труд педагогов в решето?

 

Умение молчать и слушать

Давайте ненадолго возьмем паузу, выключим музыку, телевизор, соседа, который мешает сосредоточиться, и пофантазируем. Представим себе времена глубокой древности…

Однажды к знаменитому древнегреческому философу Сократу в Афины издалека приехал молодой человек, который горел желанием овладеть искусством красноречия. Поговорив с ним несколько минут, Сократ потребовал за обучение ораторскому искусству двойную плату.

– Но почему так дорого? – возмутился юноша.

– Потому, – ответил философ, – что мне придется обучать тебя не только говорить, но и молчать и слушать.

Чему нас учит эта притча? Правильному пониманию ценностей! Но не только. Молчание и вдумчивое слушание – важнейшие добродетели хорошего ученика. Это было важно во времена глубокой древности, когда невнимательный и/или не в меру разговорчивый ученик имел все шансы получить от учителя палкой по спине. Это важно и сейчас, когда у учителей нет палки, зато есть развитые цифровые технологии.

Почему надо практиковать молчание и вдумчивое слушание? Потому что, только замолчав (вынув наушники из ушей и отложив смартфон в сторону), мы получаем шанс понять, что нам хотят сказать.

Хорошо ли мы поймем сказанное? Скорее всего, не очень.

Попробуйте законспектировать 5 минут любой научно-популярной лекции, а потом прослушайте лекцию снова, глядя в конспект. Почти наверняка заметите новые детали.

Мы не так сильны в слушании, как нам кажется. А если будем искусственно усложнять себе эту работу, результат любой учебы будет посредственным.

 

Умение ничего не делать

Ничегонеделание – это важная часть учебы, о которой редко говорят. А если говорят, подменяют понятия. Умеете ли вы ничего не делать? «Разумеется! У меня черный пояс по этой теме!» – воскликнут многие наши читатели. Но так ли это?

Ничего не делать – это не свайпать бездумно в смартфоне, не слушать музыку, уставившись в точку, не есть попкорн под кино. Иными словами, «ничего не делать» не равно «отвлекаться», это буквальное занятие, вернее недеяние.

Проверьте свои силы: зайдите в ванную комнату, заведите на смартфоне таймер на 20 минут и оставьте его за дверью. Сядьте на коврик или полотенце и, пока не прозвенит звонок, не делайте ничего. Не включайте и не выключайте воду, не читайте состав шампуня, не завязывайте узлы на полотенцах, не пересчитывайте плитку. Совсем отчаянным можно посоветовать при этом выключить свет, хотя лучше не надо.

Обычно у человека, который впервые делает подобное упражнение, мысли скачут, как табун резвых, но неорганизованных коней по бескрайней степи. Могут вспомниться неожиданные вещи, может стать грустно или весело, может подуматься, что автор этой заметки издевается (и отчасти так оно и есть). Но! Всякий раз, когда вы поймаете себя на том, что мысль к чему-то прицепилась, отбрасывайте. Не срывайтесь в комнату за блокнотом, чтобы записать поистине гениальную пришедшую мысль.

Держитесь! Ждите звонка. Ведь ничего не делать – это и не обдумывать что-то тоже.

Зачем нам ничего не делать? Ведь делать надо! Дел очень много! Надо скорее бежать и делать, а потом переделывать!

Дело в том, что, когда мы усиленно учимся, мы чрезмерно нагружаем голову. Если, к примеру, мы сделали сложное и объемное задание по математике и потом сразу же хватаемся за русский или любой другой предмет, мы не даем мозгу передохнуть. Все равно что после кросса тут же бросаться отжиматься, потом приседать, а потом плыть стометровку на скорость (возьмем спортсменов-троеборцев за скобки).

Между спортивными упражнениями делают паузы и восстанавливают дыхание. Интеллектуальная работа тоже требует пауз. И пауза – это не отвлечься на смартфон. Посидите в тишине. Закройте глаза не на 20 минут в ванной комнате, конечно, но хотя бы на 5. Просто последите за дыханием.

Подумайте об этом!

Вячеслав АФАНАСЬЕВ, педагог дополнительного образования, руководитель майндмэп-клуба Дворца творчества детей и молодежи «Хорошево»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте