Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Выше качество образования, выше качество жизни. Эссе

УГ - Москва, №17 от 23 апреля 2013. Читать номер
Автор:

​Понятие «качество» прочно вошло в наш лексикон. Все работают, стараясь улучшить результат своего труда и как следствие качество своей жизни. К сожалению, часто это происходит без должного понимания того, что же нужно улучшать. Приступив к работе над эссе, я постаралась разобраться в понятиях «качество образования» и «качество жизни» и пришла к выводу, что они находятся в прямо пропорциональной зависимости друг от друга. Повысится качество образования – повысятся показатели в других сферах. Только таким путем можно добиться появления принципиально другого отношения человека к своему труду, к своей жизни. Постараюсь объяснить, как я пришла к этому выводу.

На протяжении всего существования человечество пыталось повысить качество своей жизни. Этого добивались с помощью индустриализации общества, улучшения условий жизни и труда человека, предоставления разнообразных свобод и прав. Однако, как показала история, эти меры не привели к улучшению качества жизни населения. Дело в том, что это понятие часто путают с понятием «уровень жизни». Предоставляя человеку более высокооплачиваемую работу или переселяя его из глухой деревни в город, мы повышаем лишь уровень его жизни. Не качество.Чтобы лучше разобраться в этом, необходимо четко понимать, что же такое качество жизни. Заглянем в социологический словарь: «Качество жизни – собирательное понятие, обозначающее количественный уровень и разнообразие тех материальных и духовных потребностей, которые способен удовлетворить человек в условиях определенного общества». Другими словами, понятие «качество жизни» включает в себя два аспекта: уровень жизни, то есть и материальные блага, и уровень духовного развития человека, то есть блага нематериальные. Удовлетворяя потребности человека в жилье, предоставляя ему медицинские услуги, повышая заработную плату, мы улучшаем лишь уровень его жизни. Чтобы повысить качество, необходимо разнообразить и дать возможность удовлетворить также и духовные потребности человека. Здесь-то и вступает в силу наш тезис о том, что на качество жизни большое влияние оказывает качество образования. Качество образования – интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить. Соответственно чем эффективнее образовательный процесс, тем выше результаты и цели этого процесса. Если мы, работники образования, будем ставить перед учениками высокие цели и создавать ситуации успеха, помогая учащимся достигать этих высот, то и представления о жизни, счастье, ценностях и качестве жизни у школьников будут отличными от тех, которые сформировались бы у них под воздействием СМИ, примеров из жизни. Несомненно, говорить о высоком духовном развитии человека невозможно, если не удовлетворены насущные потребности в еде, тепле и уюте. Но этот вопрос решают правительство и социальные службы. Однако нельзя идти по пути предоставления лишь материальных благ. Если мы вспомним историю, а именно причины распада Римской империи, то можем легко представить, к чему приведет однобокое развитие человека, направленное лишь на получение удовольствий. Задача образования – дать нравственную основу. Тогда и только тогда мы сможем говорить о повышении качества жизни, когда материальные блага будут способствовать духовному и нравственному совершенствованию человека, а не заменять его. Только в результате обучения в школе и вузе у ребенка формируются понятия о долге и чести, высокие цели и понимание того, к чему человек должен стремиться. Мы сможем повысить качество жизни граждан нашей страны, с детства воспитывая в них понятие о том, какой должна быть настоящая жизнь настоящего Человека.Но качество образования зависит не только от результата, то есть от представлений учащихся, сформированных по окончании обучения, но и от самого образовательного процесса. Поэтому я и сказала, что понятия «качество образования» и «качество жизни» находятся в прямо пропорциональной зависимости друг от друга. В современном мире нельзя учить «чему-нибудь и как-нибудь». Научно-технический прогресс ставит свои задачи и способствует улучшению условий труда педагогов. Это также помогает повысить качество образования, соответствовать современному темпу жизни.Таким образом, мы видим, что повышение качества образования непосредственно влияет на повышение качества жизни. Я вижу задачу современной школы именно во всестороннем развитии учащихся, которое будет способствовать духовному, нравственному, моральному росту, что позволит в дальнейшем вывести представления людей о качестве жизни на новый, более высокий уровень.Марина РЕПОЛОВСКАЯ,учитель математики специальной (коррекционной) школы-интерната II вида №52, выпускница Московского авиационного технологического института и Московского педагогического государственного университета, самовыдвиженец, номинация «Сердце, отданное детям»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту