search
main
0

Выразительная речь

Вежливые беседы за столом и на прогулке

Одной из задач современной школы является формирование у молодых людей «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности». Основное назначение предмета «Иностранный язык» состоит в формировании коммуникативной компетенции.

Коммуникативная компетенция в свою очередь включает предметные компетенции: речевую, языковую, социокультурную, компенсаторную, учебно-познавательную. Речевая компетенция предполагает совершенствование коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме. Обучение устному общению является одной из наиболее актуальных и сложных проблем современной методики преподавания иностранных языков. Сегодня учитель должен создать условия для практического овладения иностранным языком для каждого учащегося.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я заметила, что одни лучше усваивают и запоминают материал, активны на уроках, всегда готовы к общению на иностранном языке, у других же возникает языковой барьер, они стесняются говорить на незнакомом языке, скованны и пассивны на уроках. Как же сделать так, чтобы все учащиеся включались в деятельность и не боялись проявить себя в иноязычном общении? Решение этой проблемы находим в применении театрально-педагогической технологии на уроках и во внеурочной деятельности.

А.Б.Никитина определяет театральную педагогику в школе так: «Это система образования, организованная по законам импровизационной игры, протекающей в предлагаемых обстоятельствах, в совместном коллективном творчестве учителей и учеников, способствующая постижению явлений окружающего мира через погружение и проживание в образах и дающая совокупность цельных представлений о человеке, его роли в жизни общества, его отношениях с окружающим миром, его деятельности, о его мыслях и чувствах, нравственных и эстетических идеалах».

Современные УМК обладают большими возможностями для развития навыков говорения учащихся на уроках английского языка. Анализ содержания учебников для детей младшего школьного возраста позволил определить потенциал внедрения театральной педагогики при изучении следующих тем: «Поговорим о погоде», «Рассказываем истории о прошлом», «Проводим время в семейном кругу», «Покупка одежды», «Школьная жизнь».

С учетом особенностей детей младшего школьного возраста в качестве систем развития речевых навыков учащихся были выбраны следующие методы, основанные на театральной педагогике: выразительное чтение, одиночная зарисовка, драматизация, ролевая игра, инсценировка, выразительное чтение. Учебники содержат большое количество текстов разных типов и жанров. Ученики предпочитают тексты с элементами диалога, что дает им возможность читать в разных ролях, например голосами героев рассказа, и с интонацией эмоций, изображенных в тексте. В других текстах младшим школьникам предлагается читать в роли персонажей. В них знакомые стихи выражают различные эмоции (например, радость, грусть, удивление). Работа с такими текстами создает эмоциональный настрой и повышает интерес учащихся к чтению.

Одиночные зарисовки. Эта техника обычно используется на этапе разминки перед групповой работой над эскизами и инсценировками. Особой популярностью у детей пользуются пантомимические игры, например «Угадай». Ученики изображают животных и действия, а другие задают вопросы и делают предположения. Для облегчения трудностей используются грамматические модели вопросительных предложений. Такая практика тренирует речевые паттерны и грамматические структуры, которые пригодятся на следующем этапе решения коммуникативной задачи.

Еще один метод театральной педагогики – инсценировки (сценки в паре или группе). Этот метод предусматривает формирование коммуникативных учебных действий, связанных с умением договариваться о ролевой игре, слушать собеседников и строить ответные реплики. Ролевую игру можно считать наиболее точной моделью общения, поскольку она предполагает взаимосвязь вербального и невербального поведения учащихся. Ролевая игра используется с самого первого урока, как только ученики начинают произносить фразы на английском языке. На начальных этапах ученики работают с учителем, распределяя роли в сотрудничестве, учитывая свои интересы, личные качества и способности. В младших классах чаще используются контролируемые ролевые игры, основанные на разговорах и текстах. Преимущество ролевой игры в том, что она снижает страх перед ошибками, поскольку ошибку совершает не ученик, а персонаж, играющий роль.

Уроки с инсценировками имеют фиксированный сюжет. Содержание урока вплетается в сюжет пьесы. Важно, чтобы он был знаком и интересен детям. Сюжет включает в себя персонажей и жизненные ситуации. У каждого занятия есть постоянный персонаж, который помогает строить сюжет. Этот персонаж выступает в роли носителя языка и является для ребенка как бы партнером по общению. Они могут создавать сюжет, непосредственно участвуя в воображаемых ситуациях.

Это можно проиллюстрировать на примере урока английского языка в третьем классе младшей школы «Вежливые беседы за столом».

В язык и грамматическую струк­туру сценариев вносятся необходимые изменения, чтобы они были понятны младшим школьникам. Например, при постановке сценки «Репка» в текст включаются степени сравнения прилагательных.

При распределении ролей важно учитывать пожелания отдельных учеников и распределять роли в соответствии с их уровнем обучения и когнитивного развития. Очень часто робкие ученики раскрываются в спектакле, воодушевленные игрой других участников пьесы. Таким образом, главная задача учителя – создать условия, в которых каждый участник сможет увидеть свой вклад в общий успех.

Театральная деятельность на уроках и во внеклассных мероприятиях закладывает основу для того, чтобы ученики научились слушать, читать, говорить и писать, что дает им фундамент для всех видов языковой деятельности.

Елена МИРОШНИЧЕНКО, учитель английского языка школы №625

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте