search
main
0

Выражение “с крыльями” Задания итогового тура олимпиады Подмосковья по русскому языку

1. Сколько согласных звуков в русском языке? Подчеркните правильный ответ:
а) 49; б) 20; в) 37; г) 21.
2. Какие звуки может обозначать буква С? Покажите на примерах.
3. Поставьте ударения в словах:
Кухонный, ходатайство, баловать, каталог, феномен, красивее, менеджмент, рефери.
4. Укажите, чем различаются следующие слова:
молодой-юный; девушка-девица; юноша-парень.
Как называются такие слова?
5. Укажите различия в значении следующих слов:
Невежа – невежда; освоить – усвоить; откровение – откровенность.
Как называются такие слова?
6. Являются ли приведенные ниже слова этимологически родственными? Мотивируйте свой ответ:
известие – невеста – вещий – изведать; видеть – свидетель; смородина – смрадный; ясень – ясный; единый – одинокий.
7. Объясните значение и происхождение следующих фразеологизмов:
Умывать руки. Фома неверующий. Хлеб насущный.
8. Приведите не менее 5 примеров “крылатых выражений”. Укажите их источник.
9. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных:
Банан, грабли, грузин, дно, носок, простыня, чулок, ясли.
10. Объясните, почему одна из частей речи получила название местоимение.
Приведите примеры, подтверждающие ваше объяснение.
11. Выделите основы и окончания в следующих словах:
Метро, налево, село, ухо, около, счастливо (дитя), счастливо, путь, спать, вспять, кровать, пусть, хоть, взять.
12. Определите способ образования слова загородный:
а) суффиксальный,
б) суффиксально-префиксальный,
в) префиксальный.
13. Анализ текста:

Х-ХI классы
Какие языковые средства использует И.А.Гончаров для создания портрета своего героя?
Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.
Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки.
<…> Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный, или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.
Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенного своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча забот, начиналась игра сомнений, печали, искуса, но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.
<…> Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он как послушный раб покоряется самомалейшему движению тела.
И.А.Гончаров. “Обломов”

VIII-IХ классы
С помощью каких языковых средств А.П.Чехов рисует героя?
Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайки, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать вверх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружать себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни.
А.П.Чехов. “Человек в футляре”
14. Прокомментируйте выделенные слова, укажите: а) значение; б) стилистический состав; в) происхождение
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;
Перстами мягкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он,
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
“Восстань, пророк, и виждь,
и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.
А.С.Пушкин. “Пророк”
Материал составлен
Н. ГОЛЬЦОВОЙ и
Л. КОЛОСОВЫМ,
Московский педагогический университет

Сочинение-миниатюра
на тему “Книга”
Книги стареют. Произведения, которые читаешь в них, бессмертны, а книги обращаются в прах, в пыль, им, как и людям, отмеряют свой срок жизни. Они могут погибнуть.
Мне кажется, что книги с годами становятся мудрее. Сколько раз, беря в руки старую книгу в тяжелом переплете и сдувая с нее пыль десятилетий, я испытываю какое-то благоговение, уважение к ней.
Моя книга пахнет чем-то сладким. Интересно, так пахнут все старые книги или просто на нее кто-то когда-то опрокинул сладкий душистый чай.
Пожелтевшие страницы. Как морщины на добром старческом лице, в них заключено знание. Так и хочется спросить: что видела книга, что она знает?
Мне интересно еще, что думает книга, когда кто-то листает ее. Наверное, она счастлива, если ее поняли, и ей горько, если над ней посмеялись.
Я закрываю мою старую книгу. Когда-нибудь, лет через тридцать-сорок, я снова дрожащими руками достану ее из-под стопок глянцевых журналов и зашепчу, склоняясь над книгой, свою историю, а она свою. Если только она не рассыплется в моих руках от времени.
Александра ФЕДОРЕНКОВА,
гимназия N 9,
г. Королев

Моя младшая сестра не любит читать. Вот работа на компьютере, просмотр фильмов ее привлекают, а книги – нет. Скрепя сердце, с охами и вздохами она еле-еле осиливает школьную программу по литературе. Недавно я предложил ей почитать произведение Жюля Верна “Таинственный остров”, но она категорически отказалась: “Зачем мне это нужно? Я лучше посмотрю фильм “Таинственный остров”.
Мне стало очень больно и грустно за свою сестренку, ведь она много теряет, проводя свое свободное время впустую. Эта книга – мой старый и верный друг. Я взял ее в руки, едва научившись читать. Меня привлекала красочная глянцевая обложка с нарисованной географической картой. Но вскоре я понял, что гораздо важнее то, что скрывается за этой обложкой. Я погрузился в мир приключений, захватывающих, волнующих. Меня поражала красота природы на острове, смелость главных героев восхищала меня. Из этой книги я впервые узнал, что такое настоящая дружба, верность, насколько несчастье может сблизить прежде совершенно незнакомых людей.
Позже я ее не раз перечитывал: брал с собой в деревню, где наслаждался чтением, сидя в палящую жару в тени яблонь или ветл; она побывала со мной за границей, не давала мне скучать, когда я был далеко от дома. И даже в больнице, если мне было страшно и одиноко, она придавала мне сил.
С тех пор я прочитал множество великолепных произведений, но эта старенькая, с пожелтевшими листами и обтрепанной обложкой книга осталась мне другом навсегда. А разве может быть другом фильм или компьютерная программа? Конечно, нет!
Ну так как же мне приучить к чтению мою сестренку?
Сергей КУДРИН,
гимназия N 9,
г. Коломна

Вуаль книги
Книги любят скрывать свое содержание, свой смысл, свое значение за пеленою языка. То грозного, то воинственного, то мелодичного, как звон серебряного колокольчика, то причудливого, как шепот листьев в ночи, то радостного и яркого, как радуга после майской грозы.
Великий русский язык имеет удивительное свойство: он может менять свой цвет, будто сверкающий алмаз в лучах солнца, свое звучание, свою мощь. Литературный язык многолик, он переливается, как капли теплого грибного дождя в свете румяной вечерней зари, палитра и колорит исчезают, как феи, их сменяют другие. Под пером великих писателей и поэтов живая речь превращается в могучую силу. Волнующую, блистающую: повести Тургенева наполнены дыханием ночи, мягкостью изумрудных волн, качающих лодку, солнечными бликами и серебряными звездами; творения Гоголя отливают червонным золотом, звенят бубенцами лихих троек; рассказы Бунина сочны, хрустящи и свежи; творения Лермонтова проникнуты благоуханием бледной розы, орошенной слезами дождя; стихи Пушкина – многоцветные россыпи драгоценных камней.
Сквозь цветной искрящийся хрусталь языка содержание книги выглядит по-разному: заманчиво путешествовать на корабле, любуясь востоком и западом, вдыхая пряный аромат персидских тканей, глядясь в розовую грань зеркала языка; но разве не заманчиво вступать в бой с пиратами, срываться в пропасти с утесов, глядя на ту же книгу сквозь рубиновый кристалл?
Но вуаль книги, сквозь которую каждый видит свой смысл написанного, соткана не только из разноцветных нитей языка с золотыми вкраплениями звука. На цвет языка и на чувство, оставшееся от прочитанного, влияет и душевное состояние писателя, создающего свое творение. Если автор радостен, если мысли его ясны, как лучи солнца, и тверды, как алмаз, то даже призыв совершить революцию не будет в подсознании читателя отождествлен с потоками крови и горами мертвых тел. Если же создатель мрачен над книгой, отчаяние и скорбь давят его душу, то даже описание весеннего дня будет вызывать страшную боль в сердце, переходя из страдания творца в страдание читателя.
Пелена, скрывающая прямое содержание. Назначение книги: цвет речи, эмоциональный настрой автора окутывает душу читателя, рождающую отклик. И если отзыв сердца светел, читателю нравится книга, если мрачен и темен – прочитавший произведение испытывает боль и недоумение.
Вуаль книги затушевывает истинный смысл, вложенный в творение писателем. Это – цветная линза, и через нее глаза “близорукого” и “дальнозоркого” читателя видят совершенно индивидуально. Поэтому подлинное значение книги невозможно разгадать – ведь нельзя отдернуть завесу, вскрыть печать души творца. Великая Книга – вечная тайна для человека.
Елена РОВЕНКО,
гимназия N 3,
г. Юбилейный

Пожалуй, трудно найти человека, ни разу в жизни не читавшего книгу. Когда мы раскрываем новое, еще не прочитанное произведение, то сразу погружаемся в его особый мир. Мне кажется, что мир книги в какой-то степени напоминает Вселенную. Как и Вселенная, книги включают в себя очень много компонентов. Например, у меня литературные герои ассоциируются со звездами. Звезды ведь бывают разные: бывают яркие, большие звезды, но бывают и совсем малютки. Так и герои книг: есть и главные герои, и второстепенные. И у каждого свой характер. Точно так же, как бывают двойные звезды, среди героев можно встретить неразлучных друзей.
События, которые происходят с литературными персонажами, можно сравнить с планетами. Каждая планета имеет свои неповторимые особенности – климат, атмосферу, строение коры. События, случающиеся с героями, тоже могут быть абсолютно разными.
Планеты и звезды составляют системы, а в книгах с системами можно сравнить главы, системы в свою очередь объединяются в галактики; одна галактика, в моем представлении, – это отдельно взятая книга.
Скопление галактик образует мегагалактику; по моей схеме мегагалактика – это все книги определенного жанра. А уже несколько мегагалактик образуют Вселенную. Ее можно сравнить со всеми книгами, существующими на свете.
У каждого человека слово “книга” вызывает свой образ. Кто знает, может, созданный мною образ близок кому-то еще?
Наталья ХАБИБУЛИНА,
гимназия N 9,
г. Королев

Путь духовного самосовершенствования человека был очень долгим. Но и сейчас, как и прежде, на земле есть богатые и бедные; люди умирают от болезней и нищеты; так же льется кровь, и войны уносят свои неисчислимые жертвы.
В наше бешеное время, когда человек теряет свое лицо в погоне за удовольствиями, преуспеванием и наживой, трудно остановиться и рассудить, куда мы идем. В такие моменты необходимо вспомнить уроки истории. Ведь настоящее можно понять только через прошлое.
Книги – вот наша история. Они волнуют наши чувства, побуждают их к действию. На их страницах перед нами раскрывается жизнь во всем ее многообразии в разные века и у разных народов. Черты древнерусского быта, например, запечатлены в “Песни о вещем Олеге” Пушкина; о нравах ХVI века повествует “Песня про купца Калашникова” Лермонтова; мрачная эпоха крепостного права изображена в “Муму” Тургенева; о героизме доблестных сынов Отечества говорят такие произведения, как “Севастопольские рассказы”, “Война и мир” Толстого.
Книга помогает в поисках смысла жизни, ведь это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Если нет смысла в жизни, нет веры, то очень часто нет и нравственности, а это приводит к деградации человека. Уже сейчас общество стало циничным, равнодушным ко всему, кроме собственного благополучия. Человек меняет красоту и мудрость книги на индустрию удовольствий.
Книга не только отражает жизнь и даже не только осмысливает ее, но и нередко вступает с ней в спор, отстаивая достоинство человеческой личности. Благодаря книгам мы научились по-настоящему мыслить, анализировать, сопоставлять. Мы не только получаем нравственное очищение, но и открываем в себе Человека.
Человеком же может называться тот, для кого честь и совесть не пустые слова, кто живет, согласно жизненной морали, не поступаясь своими взглядами. Такой человек подобен горьковскому Данко, и именно такими людьми держится и движется мир.
Мне вспоминаются слова из романа Рея Брэдбери “451 Градус по Фаренгейту”: “Все, что вы ищете, существует в мире, но простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные 99% он познает через книгу”.
Может, нам стоит задуматься над этими словами, чтобы предотвратить духовную катастрофу, на грани которой находится человечество.
***

Не кажется ли вам, что вопросы “кто есть я?”, “зачем я живу?”, “как устроен мир?” не имеют окончательных ответов. И в юности они стоят особенно остро. В это время важно открыть для себя Книгу. Не перечитывать все “от корки до корки”, не пробегать глазами строки, чтобы больше никогда к ним не возвращаться, а именно открыть. Читать не обязанность, а возможность. Ведь школьные годы – самое благоприятное время для осмысления, изучения. Что не успеешь прочитать в юности, никогда не прочтешь.
В книгах мы ищем то, чего нам не хватает в жизни. Или смотрим в книгу, как в зеркало, находим там отражение того, что происходит у нас в душе. Бесспорно, книга развивает в человеке чувство прекрасного, фантазию, воображение, учит его видеть и понимать красоту самой жизни. Книга открывает людям истинные ценности: любовь, дружбу, честь, дом, милосердие.
Почему в наш суетный, механизированный век информации книга уходит в прошлое? Вероятно, мы постепенно забываем, что значит читать, осмысливая каждое слово, слышать голос автора, видеть его душу. А ведь литература требует от читателя работы: переживания, поиска. Люди начинают мыслить стандартно, исчезает яркая личность. Они не помнят своего прошлого, не думают о будущем.
Гениальные произведения пылятся на полках. Пушкин, Достоевский, Толстой. Неужели эти имена забываются? Неужели Россия теряет свое драгоценное наследие?
А может, человек деградирует, перестает бороться за Человека в самом себе, не ценит окружающее?
Общество падает вниз, в неизвестное, в никуда. Но у каждого есть шанс избежать нравственной гибели: откройте книгу и хоть на мгновение забудьте о рутинных проблемах, погрузитесь в мир красоты, добра и правды.
Дарья ОСТРОВЕРХОВА,
гимназия N 2,
Коломна

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте