В век высоких технологий, когда мы все чаще замечаем утомленные взгляды людей, уставших от бесконечного мелькания виртуального мира на экранах современных устройств, самой важной, самой сложной задачей педагогики остается воспитание души ребенка. Но как вырастить в человеке человека, способного чувствовать настоящий мир и всю сложность человеческих отношений в обществе, где, казалось бы, нет места вере в то, что душа в людях жива?..
Обратимся к урокам словесности. Читаем с ребятами повесть Тамары Цинберг «Седьмая симфония», сталкиваемся с вопросом: «Почему девочка, потерявшая близких, измученная голодом, сама еще ребенок, берет на себя заботу о брошенном малыше и спасает ему жизнь вопреки всем невзгодам и ужасам блокадного Ленинграда?» Вместо ответа – молчание, потом тихое: «Разве она могла поступить по-другому?» В этих словах огромная вера в человека, который в ситуации нравственного выбора поступает правильно. Естественно, возникают и другие вопросы: «А как бы я, мы поступили в такой ситуации? Почему многие действуют и живут по законам добра, несмотря ни на что?» Ответ на этот вопрос находим в размышлениях Льва Толстого: «В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. Зрячую, духовную часть человека называют совестью. Совесть действует так же, как стрелка компаса. Стрелка двигается с места только тогда, когда тот, кто несет ее, сходит с того пути, который она показывает… То же с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но стоит человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. Совесть – это закон добра в душе человека».
Но иногда совесть в человеке просыпается слишком поздно. К этому выводу приходят дети, читая рассказ Константина Паустовского «Телеграмма». В глухой рязанской деревушке глубокой осенью тихо угасает жизнь Катерины Петровны. Ее дочь Настя редко напоминает о себе письмом или денежным переводом. Посторонние люди скрашивают последние дни Катерины Петровны. Когда ей становится совсем плохо, сторож при пожарном сарае Тихон сочиняет две телеграммы: «Катя помирает» – эту он отправил в Ленинград Насте… «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя» – эту он принес старушке. Но так и не дождалась Катерина Петровна любимой дочери. Настя застала лишь свежий могильный холмик на кладбище…
Очень важно, чтобы ребята поняли, что жизнь и смерть матери – главная мера всех вещей и поступков. Поэтому без внимания нельзя оставить и образ маленького подсолнечника, который глубокой осенью «все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться» (ведь сама Катерина Петровна, живущая надеждой, что дочь обязательно приедет, напоминает этот подсолнечник). Нельзя не прочитать вслух в классе письмо, начинающееся словами: «Ненаглядная моя, зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день», и потом не обратить внимания на то, что письмо было опущено в почтовый ящик, внутри которого ничего – «одна железная пустота», которая сродни пустоте Настиной души.
Поражает тот факт, что, работая над последним эпизодом рассказа, ребята не проходят мимо выражения «земля на могильном холмике смерзлась комками». В русском языке есть выражение «ком в горле» («ком подступил к горлу)». Это значит, что иногда от волнения перехватывает дыхание, что и происходит с Настей. Она проплакала всю ночь и уехала из деревни крадучись: никто, кроме Катерины Петровны, не сможет снять с нее «непоправимой вины, невыносимой тяжести».
«Жизнь и смерть матери – главная мера всех вещей и поступков» – эта мысль возникает и при анализе финала романа «Господа Головлевы» Михаила Салтыкова-Щедрина. «Ужасная правда осветила совесть» Порфирия Головлева: «Вот он состарился, одичал, а нет на свете существа, которое приблизилось бы к нему, «пожалело» бы его…» «Томительное беспокойство овладело всем существом его: «Надо на могилку к покойнице маменьке проститься сходить…»
Ребятам задан вопрос: «Почему Иудушке нужно именно сходить, а не съездить на могилу матери?» Ответ очевиден: «Дорога к материнской могиле становится для него теперь чем-то вроде крестного пути, который он должен пройти, чтобы в конце его «пасть на могилу и застыть в воплях смертельной агонии». Потребность истерзать себя муками как последняя и единственная возможность проститься одолевает всем его существом». За этим ответом следует другой вопрос: «Но даст ли автор возможность герою дойти до материнской могилы или же оставит его без прощения? Почему?» Ответ: «В самый канун Пасхи – светлого праздника Воскресения – в нескольких шагах от дороги найдут труп барина. Это значит, что автор не дает Иудушке возможности очищения, возрождения, так как наказание герою приходит слишком поздно, когда уже нет никаких ресурсов для духовного воскресения».
Очень важно, что к этому моменту ребята возвращаются при анализе романа Федора Достоевского «Преступление и наказание», в частности при анализе эпизода «Соня и Раскольников читают Евангелие (сцену воскресения Лазаря). «Ты великая грешница», – говорит Раскольников Соне. Он знает, что у них общая вина, поэтому предлагает ей: «Пойдем вместе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!» «Соня «преступила закон», согрешила во имя любви и не убивала других, – утверждают ребята. – Ей было сложно остаться человеком, но она осталась им. Соню спасли вера в Бога, сострадание к людям. В Раскольникове такой жертвенности и веры нет. Значит, нет и ресурсов для духовного воскресения». Но обратим внимание детей на такую художественную деталь, как огарок в кривом подсвечнике. Он символически указывает на то, что не все погасло в душе героя, еще теплится в ней тусклое пламя. И когда Раскольников раскаивается, то называет это «воскресение», а на каторге, изжив в себе прежнего преступника, он читает Евангелие и начинает жить настоящей жизнью.
Что такое настоящая жизнь? Этот вопрос в центре внимания детей и при изучении романа-эпопеи «Война и мир» Льва Толстого. Работая над биографией писателя, ребята вспоминают тайну, открытую ему старшим братом, «тайну, посредством которой все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезни, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями». Слово «муравейные» ассоциируется с муравьями в кочке, которые строят один большой общий дом… А человек, строящий только свой дом, только свое благополучие, не живет настоящей жизнью. Не живут настоящей жизнью красавица Элен, Берг, думающий о «шифоньерке для Веры», в то время когда Ростовы отдают свои подводы под раненых.
Анализ ребятами эпизодов «Лунная ночь в Отрадном», «Отъезд Ростовых из Москвы», «Бородинское сражение» и других помогает сделать важные наблюдения: всем детям без исключения очень хочется быть похожими на Наташу Ростову, Пьера Безухова, Андрея Болконского… И это хорошо! Хорошо, что дети, читая пьесу «Мать» Карела Чапека, плачут, задаваясь вопросом, есть ли в нашем мире что-нибудь более ценное, чем человеческая жизнь… Это «толчки душевного пульса», помогающие понять, что душа в людях жива, что не очерствело сердце человеческое… А литература была и остается важнейшим инструментом воспитания человека…
Любовь КОЛЬСКАЯ, учитель русского языка и литературы школы №853
Комментарии