Марат Алимов, победитель конкурса «Учитель года-2006», стал нынче заместителем директора Центра образования №1874, практически сделал существенный шаг в своей педагогико-управленческой карьере. В год конкурса он открыл в себе новые качества – отцовские, и теперь его время делится между школой и семьей, которая дает ему силы для творческой работы. А еще Марат Алимов уже сам работает в жюри «Учителя года» и уже со стороны, но очень заинтересованно наблюдает за коллегами, дерзнувшими стать победителями. Наблюдает и дает советы совсем не постороннего. Например, о том, как прочитать на конкурсе лекцию.
За восемнадцать лет своего существования конкурс «Учитель года» претерпел много изменений. Продолжаются они и сегодня, но на протяжении последних восьми лет в арсенале конкурсных испытаний всероссийского этапа «Учителя года» неизменно присутствует публичная лекция как задание для второго тура конкурса, определяющее в числе прочих пять победителей, обладателей малых хрустальных пеликанов.
На протяжении ряда лет, в том числе в прошедшем году, публичная лекция была конкурсным испытанием и в рамках многих региональных этапов конкурса. До нынешнего года это задание для конкурсантов было в регламенте конкурса «Учитель года Москвы».
Опыт проведения конкурсных мероприятий показывает, что публичная лекция все-таки остается одним из трудно понимаемых и соответственно плохо выполняемых заданий. В чем же дело? Что же такое публичная лекция?
Для ответа на этот вопрос обратимся сразу к нескольким фактам. Первый – официальный. В Положении о конкурсе «Учитель года-2006» читаем: «Публичная лекция. Регламент – 10 минут, оценивается способность к выполнению миссии победителя конкурса», в аналогичном Положении 2007 года: «Лекция по философии образования. Регламент – 10 минут». Как видим, первое, что бросается в глаза, публичная лекция вовсе не лекция в привычном понимании слова. Поэтому сложившиеся стереотипы, навеянные тоской студенческих лет, сразу необходимо отбросить. Зато обратимся к пониманию миссии победителя. Итак, учитель года должен:
1) стать трибуном, «голосом» учителей, работающих в инновационном режиме;
2) быть эффективным проводником среди учительства и в обществе основных идей модернизации образования;
3) быть умелым и активным организатором конструктивного взаимодействия между школой и обществом;
4) пропагандировать среди коллег необходимость и возможности использования современных информационно-коммуникативных технологий и содействия полноценному функционированию и развитию русского языка;
5) уметь доступно и убедительно выражать свою позицию широкой аудитории, в том числе на съездах, конференциях, форумах и в средствах массовой информации;
6) вовлекать учителей в активную творческую деятельность;
7) взять на себя ответственность за развитие инновационного движения педагогов, став его лидером в регионе и на федеральном уровне;
8) быть готовым выехать в любой регион, город, село для встречи с учителями, чтобы поделиться своим опытом;
9) превратить свое рабочее место в ресурсный методический центр.
Из этих положений для нашего разговора вполне подходят положения четвертое и пятое. Искусство оратора, агитатора и состоит в том, чтобы в понятной и доступной форме, убедительно нести свою жизненную и педагогическую позицию в народные массы. На это, кстати говоря, указывает и одно из значений слова «лекция». В Толковом словаре Ушакова читаем: «Лекция – публичное чтение на какую-нибудь тему».
Однако конкурсанту еще только предстоит пройти все конкурсные испытания и стать учителем года, поэтому в лекции как в конкурсном испытании ему еще приходится доказывать свою способность нести миссию победителя.
Факт второй – неофициальный. В кругах, близких к конкурсу, публичную лекцию неофициально называют «Нобелевской». Почему? Гордость за профессию, значимость происходящего – все это верные ассоциации. Но дело не только в этом. Рискну привести фрагмент из знаменитой Нобелевской лекции Иосифа Бродского: «Скажу только, что – не по опыту, увы, а только теоретически – я полагаю, что для человека, начитавшегося Диккенса, выстрелить в себе подобного во имя какой бы то ни было идеи затруднительнее, чем для человека, Диккенса не читавшего. И я говорю именно о чтении Диккенса, Стендаля, Достоевского, Флобера, Бальзака, Мелвилла и т.д., т.е. литературы, а не о грамотности, не об образовании. Грамотный-то, образованный-то человек вполне может, тот или иной политический трактат прочтя, убить себе подобного и даже испытать при этом восторг убеждения. Ленин был грамотен, Сталин был грамотен, Гитлер тоже; Мао Цзэдун, так тот даже стихи писал; список их жертв тем не менее далеко превышает список ими прочитанного». Перед нами предстает проблема соотнесения образованности, грамотности и нравственного стержня читающего человека. Не со всеми позициями автора можно согласиться, но заметим, что проблема не только обозначена, но и заострена, выражена авторская позиция, приведены аргументы защиты.
Еще один немаловажный вывод напрашивается сам собой. Нобелевская лекция лауреата в области литературы основывается на литературном материале, но проблема ставится полемическая и социально значимая.
Обратите внимание на язык лекции. Говорит поэт, но как понятно и доступно все изложено, настоящая устная речь.
Из этого следует, что публичная лекция в преломлении к ситуации конкурса должна:
1) основываться на содержании предметной области, в которой работает конкурсант1;
2) носить остро проблемный, дискуссионный характер;
3) быть социально востребованной обществом;
4) содержать ярко выраженную авторскую позицию;
5) иметь аргументацию, доказательства, которые могут означать решение данной проблемы;
6) излагать содержание доступным, понятным аудитории языком.
Содержание лекции должно быть в гармоничном единстве с формой ее подачи. Сразу надо отказаться от какого-либо чтения текста. У вас всего 10 минут. Так сделайте их своим звездным часом! Будьте естественны, эмоциональны, подскажите аудитории голосом те слова, которые для вас являются ключевыми.
В искусстве публичного выступления равную, если не большую, роль наравне со словами играют паузы. Пауза в речи – это время, которое необходимо вам, чтобы набрать воздуха в легкие, а аудитории – осмыслить сказанное, войти с вами в невербальный контакт. Сделайте ваши паузы осмысленными, иначе вы потеряете аудиторию, вас будут слышать, но не слушать!
Из опыта работы в составе жюри конкурса хочу отметить наиболее типичные ошибки, которые совершают конкурсанты. Многие наши коллеги отказываются от названия лекции, мотивируя это тем, что в Положении о конкурсе этот вопрос не оговаривается. Но это и не запрещено правилами. Яркое, эмоционально насыщенное слово в названии вызывает интерес слушателя, повторяя эти же слова в ходе лекции, вы ведете слушателя за собой, не даете возможности ему потерять нить рассуждений. Название не должно быть длинным, лучше пусть оно будет интригующим, дерзким, провоцирующим. В финале конкурса «Учитель года России-2006» будущие победители представляли, например, лекции с такими названиями, как «Обломов должен проснуться» или «В чем счастье человека?».
Иногда в лекции можно услышать много интересного о школе, округе, городе, связанных с конкурсантом. Но самого конкурсанта в ней нет, нет той яркой личности, которая готова нести миссию победителя. Откажитесь от этого! Жюри интересны именно вы как педагог, как личность!
Красивые, правильные, но все-таки цитаты, равно как и собственные стихи, которые только лично вам кажутся прекрасными, бесконечные ссылки на «умную» литературу не помогли еще ни одному выступлению.
Век информационно-компьютерных технологий привел нас к тому, что человек, как не так давно писал С.Кинг, иногда необоснованно теряется среди умной, быстрой, яркой техники. Напомню, есть лекция учебная, есть публичная. Именно на вас устремлены взгляды ваших коллег, друзей, членов жюри, именно вас снимают фото- и видеокамеры. Стоит ли переключать внимание? Подумайте.
Что же такое публичная лекция? Это мобильное, эмоциональное, содержательное выступление, раскрывающее видение конкурсантом, с одной стороны, наиболее общих проблем образования, с другой – понимание учителем роли своего предмета и своей воспитательной системы в решении данных проблем.
Комментарии