27 августа были объявлены тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на предстоящий учебный год. Напомним, что необходимость разработать и ввести сочинение в состав экзаменационных испытаний для выпускников обозначил президент РФ Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2013 года.
Как заявил на пресс-конференции 27 августа глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, сочинение призвано повысить мотивацию детей к изучению литературы, привить любовь к чтению, а также научиться грамотно излагать и отстаивать свою точку зрения.
Всё это более чем актуально, ибо, по словам Наталии Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, наши выпускники год от года демонстрируют всё более низкий уровень образования, воспитания и культуры, поэтому ситуацию нужно исправлять как можно быстрее.
– Мы понимаем, что по-хорошему выпускников к сочинению надо было бы вести заранее, класса с шестого, начиная с диктантов и изложений, – сказала Наталия Дмитриевна. – И точно так же, заранее, следовало бы начать подготовку педагогов, разрабатывать учебные и методические пособия. Однако мы не можем позволить себе этой роскоши, поэтому пошли на столь решительные меры – сочинение ребята будут писать уже в декабре нынешнего года. При этом мы всё же предлагаем максимально щадящий вариант этого испытания: никаких отметок, только «зачёт» – «не зачёт», плюс ко всему у тех, кто не сдал, будет ещё две попытки переписать сочинение. И потом мы готовы рассмотреть любые критические замечания, которые касаются тематических направлений и самой процедуры проведения сочинения. Потому что знаем – всё это ещё очень далеко от совершенства.
– То, что нам сегодня предлагают под названием “сочинение”, ни в коем случае нельзя отождествлять с тем сочинением, которое мы писали когда-то, – убеждён ректор МГПУ Игорь Реморенко. – И тем более нельзя считать всё это неким возвратом системы к предыдущему, дореформенному состоянию. Раньше у нас всё было иначе, и даже названия тем уже определённым образом задавали ученикам вполне определённое направление. “Катерина – луч света в тёмном царстве” – и сразу понятно, что этот персонаж по умолчанию положительный и надо его раскрывать только в этом ракурсе. Однако теперь темы совсем иные, проблемные, и сейчас у детей есть гораздо больше возможностей для выражения собственной точки зрения, они имеют право отстаивать свою позицию. Главное, чтобы она была обоснованной и аргументированной.
Однако ректор Высшего театрального училища имени М.С.Щепкина Борис Любимов считает, что не стоит свободу самовыражения делать самоцелью.
– Предоставляя возможность изложить своё мнение, не надо скатываться в постмодернизм, по формуле “можно всё!”, – сказал Борис Николаевич. – Иначе некоторые люди, склонные к эпатажу, могут начать вполне обоснованно и аргументированно размышлять на тему “Так ли хорошо, что СССР победила фашистскую Германию, а не наоборот?”. Но это некие этические установки, которые должны быть понятны всем. А вообще, конечно, главная цель сочинения – научить детей грамотно выражать свои мысли, работать с литературой, расширить словарный запас. Посмотрите, какие абитуриенты сейчас поступают на гуманитарные и актёрские (!) отделения, по сравнению с ними Эллочка-Людоедка выглядит Цицероном. Причём они даже и не знают ни того ни другого персонажа!
Учитель литературы центра образования № 57 Москвы, главный редактор журнала «Литература» Сергей Волков высказал мнение, что обнародование тематических направлений сочинений поможет педагогическому сообществу вздохнуть свободнее. Ведь неизвестность всегда пугает и страшит, а мало ли бывало случаев, когда министерство тянуло до последнего с публикацией каких-либо очень важных документов, в то время как люди не могли себе найти места, поскольку не знали, что их ждёт и к чему готовиться.
– В этом смысле надо сказать огромное спасибо Дмитрию Ливанову за то, что этот материал был обнародован ещё до начала учебного года, – сказал Сергей Волков. – И у педагогов есть “пространство для манёвра”, время для подготовки.
По мнению Сергея Владимировича, главный и очень серьёзный недостаток ЕГЭ заключается в том, что в результате подготовки к нему ученик приучается действовать по шаблону. Сочинение же призвано разрушить шаблон, научить человека излагать свои мысли с соблюдением грамматических правил и норм, но сохраняя индивидуальность, так, чтобы не быть похожим на других.
– И ещё очень важно понять, что сочинение в его нынешнем варианте отнюдь не сводится к проверке знаний по русскому и литературе, – убеждён педагог. – Это было бы глубоко ошибочным заблуждением, ведь посредством сочинения мы хотим поднять общую культуру и грамотность, развить навыки, необходимые для успешного изучения всех остальных предметов и нормального общения в повседневной жизни.
К сожалению, опасается Волков, очень велика опасность того, что система, основу которой составляют педагоги старой закалки, просто не сможет правильно воспринять эту идею, а потому готовить детей и оценивать их работы будут с позиции всё тех же “лучей света в тёмном царстве”. Хотя сочинение – отличная возможность нам, взрослым, узнать, чем же на самом деле живут наши дети, что их волнует, как они мыслят и к чему стремятся.
А ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов выразил надежду, что сочинение, которое напишут школьники, будет интересно не только каким-то определённым профильным вузам, где готовы учитывать при приёме их результаты (+10 к баллам, полученным на ЕГЭ), а также и всем остальным, включая технические. Ведь грамотные люди, способные рассуждать, анализировать и излагать свою точку зрения, нужны везде.
Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на 2014/2015 учебный год (разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения при Минобрнауки РФ)
1. “Недаром помнит вся Россия…” (200-летний юбилей М.Ю.Лермонтова).
2. Вопросы, заданные человечеству войной.
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе.
4. Спор поколений: вместе и врозь.
5. Чем люди живы?
Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ “ФИПИ”
1. Темы сочинений, сформулированные в творчестве М.Ю.Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества автора, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.
2. Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
3. Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
4. Темы данного направления нацеливают на рассуждения о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
5. Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).
Фото автора
Комментарии