Евгений БУТКО, заместитель руководителя Федерального агентства по образованию: – Рособразование – учредитель 345 из 660 вузов страны, 55 этих вузов находятся на территории Москвы. Аристотель говорил: «Город – это единство непохожих». Советы ректоров есть во всех регионах. Но работают они по-разному. Совет ректоров Москвы – тоже единство непохожих ректоров и вузов, которые составляют авангард российского высшего образования. При этом даже в хорошо работающих советах ректоров Российской Федерации никто не может похвалиться такой поддержкой, которую имеет Совет ректоров Москвы от всего правительства столицы и лично мэра Юрия Лужкова.
Во все времена профессиональная школа, и прежде всего высшая школа, была тем локомотивом, который вытягивал всю экономику. При всех трудностях высшая школа всегда была высшей и в порядке, и в ощущении действительности, и в трансляции правильного поведения на все население страны.
Что сегодня делать, чтобы высшая школа смогла в нынешних кризисных условиях реализовать свою миссию? На одном полюсе – человек, то есть абитуриент и студент, который приходит в вуз, на другом – реальный рынок труда, на котором ситуация катастрофическая, катастрофа нарастает с каждым днем, а наш завтрашний выпускник – участник этого рынка труда, на котором предлагает свою рабочую силу и не знает, что с ним будет. Самое главное сегодня – думать о качестве подготовки выпускников вузов и о выпускниках будущих. По вполне понятным причинам кризис, который нынче еще даже не в начале, а в зародыше, каждый гражданин даже не почувствовал, но я больше чем уверен, что когда мы выйдем из кризисной ситуации, экономика будет другой по структуре, а значит, будет совершенно другая структура воспроизводства квалифицированных трудовых ресурсов, а это значит, надо готовиться к реализации таких образовательных программ, осуществив которые, мы получим реально востребованных новой экономикой специалистов. Как это сделать? Это задача для самых умных людей, которые есть в Москве, – ректоров и профессуры московских вузов. Я абсолютно убежден, что, говоря о тех задачах, которые стоят на сегодняшний день перед высшей школой страны в целом и Москвы в особенности, мы считаем: эти задачи направлены и на рынок труда, и на конкретного человека.
Насколько я знаю, в 2009 году выпускников московских школ будет более 60 тысяч человек. Как сделать, чтобы они максимально стали студентами московских вузов, не остались на улице? Всех принять нельзя, нужно принимать тех, кто наиболее успешен в овладении знаниями по результатам реализации программы общей средней полной школы. Все успешными быть не могут, но нужно сделать все, чтобы за бортом высшей школы не остались успешные. Что для этого надо?
Критика ЕГЭ – критика в сторону уходящего поезда. Есть закон, принятый Государственной Думой РФ и Советом Федерации, подписанный Президентом России. Выполнять его надо, никуда не денешься. Вряд ли большое количество желающих будут поступать на технические специальности, но такие желающие будут. На самом деле прием выдающихся и успешных ребят в технические вузы важен, так как там архисложные программы, которые освоить можно только при хорошей подготовке. Нужно, чтобы выпускники сдавали как можно больше экзаменов в форме ЕГЭ. Например, они выбрали три экзамена в форме ЕГЭ, записались на их сдачу, готовятся к ним, потом сдадут, принесут сертификаты, скажем, в МГТУ имени Н.Э.Баумана и не пройдут, останутся и без специальности, и без профессии. Что нужно сделать? Нужно максимально пропагандировать среди выпускников уже сегодня, так как до 1 марта есть еще возможность записаться на несколько экзаменов в форме ЕГЭ, сдавать не три экзамена в тот вуз, куда ты собрался, а набрать достаточно больший веер ЕГЭ как защиту, как подушку безопасности, как возможность поступать и в другой вуз. Тогда выпускник окажется не на улице, а поступит туда, где есть сходные специальности.
Контрольные цифры приема на дневное, вечернее и заочное отделения в 2009 году уменьшаться на будут.
Комментарии