В системе воспитательной работы классных руководителей важное место занимает изучение правил дорожного движения. Стремясь в доступной, занимательной форме дать материал, учителя ставят целью не только приобретение навыков безопасного поведения в дорожных ситуациях, но и создание условий для сплочения детского коллектива, для творческой самореализации личности. В основе данного мероприятия, предназначена для учеников 1-го класса, – игровая деятельности.
Цель мероприятия:
Задачи мероприятия:
– проверить и закрепить знания сигналов светофора, дорожных знаков, предупредить наиболее распространённые ошибки;
– развивать внимание, мышление;
– воспитывать чувство товарищества.
Перечень наглядных пособий:
1. Плакат (рисунок) «Неправильные действия пешеходов».
2. Костюмы персонажей, макет телевизора, круг, конверты с вопросами, волчок со стрелкой, призы, посылка с атрибутами регулировщика, плакаты, изображения светофоров с различными сигналами, книга, флажки, призы-светофорики, мольберт.
Ведущий: Сегодня мы проводим викторину «Что, где, когда?», посвященную правилам дорожного движения. Мы закрепим знания правил дорожного движения и будем учиться ориентироваться на улице, предвидеть опасность. Надеемся, что каждый из вас покажет только отличные знания «дорожной азбуки», а в дальнейшем будет всегда внимательным и осторожным на улице и никогда не будет нарушать правила дорожного движения. Это необходимо и взрослым, и детям.
Каждая команда подготовила свои эмблемы. Прошу команды «Зеленый огонёк», «Жёлтый огонёк» и «Красный огонёк» занять свои места.
Звучит музыка. Ребята располагаются вокруг ведущего. Ведущий показывает книгу о правилах дорожного движения.
Правила из этой книжки
Написаны не понаслышке.
Знать их нужно всем, всем, всем!
Правил дорожных на свете немало,
Все бы их выучить нам не мешало.
Итак, к столу приглашается команда «Красный огонёк». Разыгрывается первый приз!
Приз помещается на стол, где стоит телевизор. Крутится волчок, стрелка останавливается на одном из разложенных на столе конвертов. Ведущий вскрывает конверт и объявляет его автора. На экране телевизора появляется персона (переодетый ребенок или изображение сказочного героя).
Зачитывается письмо Чипполино: «Дети бежали по тротуару, столкнулись с пешеходом и, не попросив прощения, побежали дальше».
Представители команды «Красный огонёк» рассказывают о замеченных ими нарушениях: «Все пешеходы должны придерживаться правой стороны, не толкаться и не мешать другим. Нужно обязательно извиниться, если толкнул кого-нибудь».
Разыгрывается второй приз. На экране телевизора появляется Красная Шапочка. Команда узнает автора второго письма. Зачитывается письмо с вопросом.
Вопрос:
Что за чудо этот дом?
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Ведущий просит отгадать загадку и дать ответ, как следует вести себя в этом доме?
Ответ: «Автобус. Пассажиры должны оплатить свой проезд, не шуметь, не высовываться из окон, не мешать водителю автобуса, не отвлекать его. Обязательно следует уступать места пожилым людям. При входе в автобус взрослые должны пропустить детей вперед, а при выходе из него взрослые должны выйти первыми, помочь ребенку выйти».
Ведущий приглашает к столу команду «Жёлтый огонёк», разыгрывается новый приз.
Зачитывается письмо от доктора Айболита. Доктор Айболит предлагает команде поиграть в игру «Слушай и запоминай». Милицейский жезл вручается по очереди каждому представителю команды «Жёлтый огонёк». Тот, в чьих руках находится жезл, называет одно из правил дорожного движения или рассказывает о дороге, автомашинах.
Ведущий может вопросами помочь ребятам (почему жезл полосатый, кто управляет жезлом, из каких частей состоит дорога, почему опасно перебегать проезжую часть перед близко идущим транспортом, как называются участники движения, едущие в общественном транспорте, какие правила вы знаете?).
Разыгрывается четвертый приз. Крутится волчок.
Зачитывается письмо от Буратино. На экране телевизора появляется Буратино. Вносится мольберт, поочередно демонстрируются плакаты с изображением нарушителей правил движения.
На картинки посмотри,
Что неправильно скажи,
Чтобы запомнили все навсегда,
И чтоб не случилась с ними беда.
Ребята из команды «Жёлтый огонёк» рассказывают, какие правила дорожного движения нарушены. Ведущий помогает определить все нарушения.
К столу приглашается команда «Зелёный огонёк». Крутится волчок. Стрелка останавливается на музыкальной паузе. Все команды исполняют песни о правилах движения.
Разыгрывается следующий приз. На экране телевизора появляется Незнайка. Зачитывается его письмо для участников викторины.
Письмо Незнайки: «Попал я в шумный город и, не зная дорожных знаков, чуть не угодил под грузовик. Помогите мне, ребята! Прочитайте стихи о правилах движения!».
Дети читают стихи.
1-й ученик:
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный-
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.
2-й ученик:
Выполняй закон простой:
Красный свет зажегся — стой,
Желтый свет — вниманье, жди.
На зеленый свет — иди.
3-й ученик:
Должен помнить пешеход:
Перекресток, переход.
Есть сигналы светофора,
Подчиняйся им без спора!
Разыгрывается следующий приз. Вскрывается письмо от Карлсона. Ведущий и его помощники устанавливают на мольберте светофорчики с неправильным расположением сигналов.
Вопрос: Ребята, найдите ошибку в этих светофорах!
Ответ: Сигналы светофора располагаются снизу вверх так: зеленый, желтый, красный.
Далее можно зачитать письмо от любого сказочного героя.
Вопрос: Где можно кататься на велосипеде ученикам нашего класса? С какого возраста правилами движения разрешено выезжать на дороги ребятам-велосипедистам?
Ответ: Маленьким детям кататься можно только во дворах, парках на специальных площадках. Ребятам до 14 лет запрещено выезжать на дороги.
Сказочные герои прислали всем ребятам посылку. На ней написано: «Посылку можно открыть, только отгадав загадку».
Посмотри силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
Ответ: Регулировщик на перекрестке.
Ведущий открывает посылку. Достает различные предметы из экипировки регулировщика (свисток, милицейскую форму, жезл, портупею, погоны).
Ведущий: Угадайте, кто мог положить эти предметы в посылку. Кому они принадлежат? Для чего нужен этому человеку свисток, жезл?
Вопрос: Какие сигналы регулировщика соответствуют сигналам светофора?
Ответ: Если регулировщик стоит к пешеходу боком, то его положение соответствует зеленому сигналу светофора; поднял жезл вверх — желтому; стоит к пешеходам спиной или повернулся лицом — красному сигналу светофора.
На дне посылки участники викторины находят сделанные из бумаги призы — светофорчики с конфетами внутри. Ведущий и его помощники раздают призы ребятам, благодарят их за участие в викторине, просят рассказать родителям о правилах дорожного движения.
Викторина наша к концу подошла.
Теперь от вас ждем дружный ответ.
Если знаете — хором ответите «Да» или «Нет».
Быстрая в городе нашем езда.
Правила знаешь движения?
Все: Да!
Вот в светофоре горит красный свет.
Можно идти через улицу?
Все: Нет!
Ну, а зеленый горит – что тогда?
4-й ученик:
В автобус сел, не взял билет.
Так поступать полагается?
5-й ученик:
Старушка, преклонные очень года,
Ты место уступишь ей в транспорте?
6-й ученик:
Тебе еще нет четырнадцати лет.
На велике можно по улице?
7-й ученик:
Играть на проезжей части всегда
Разрешается нашим ребятам? Да?
Как проехать, как пройти,
Где налево, где направо
Обо всем узнаешь ты…
Все: Из дорожных правил!
Ведущий: Мы знаем, что дорожные знаки – наши верные друзья. Сейчас мы проверим, как хорошо вы их знаете. К каждой загадке найдите отгадку.
1. Что за знак такой висит?
«Стоп!» машинам он велит.
Пешеход – идите смело
По полоскам чёрно-белым. (Пешеходный переход)
2. Под дорогою – нора.
Кто быстрее всех смекнёт,
Почему по ней с утра
Ходят люди взад – вперёд? (Подземный переход)
3. Знак дорожный на пути:
Путь железнодорожный впереди.
Но загадка в знаке есть:
Чем опасен переезд? (Переезд без шлагбаума)
4.Заболел живот у Ромы,
Не дойти ему до дома.
В ситуации такой
Нужно знак найти какой? (Пункт первой медицинской помощи)
5. Двое: школьница и школьник
забежали в треугольник.
И шофёр, и все на свете
Понимают: близко… (Дети)
6. Круглый знак, а в нём окошко.
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что здесь, свалка кирпича? (Въезд воспрещён)
7. Я в кругу свободном красном,
Это значит – тут опасно,
Тут, поймите, запрещенье
Пешеходного движения. (Движение пешеходов запрещено)
8. В этом месте,
Как не странно,
Ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя.
Кто – то стоя…
Что за место здесь такое? (Место остановки автобуса)
9. Едет мальчик Федя
На велосипеде…
Отгадайте, отчего же
Недовольство у прохожих? (Проезд велосипедисту запрещен)
10. В треугольнике, ребята.
Человек стоит с лопатой,
Что-то роет, строит что-то,
Здесь… (Дорожные работы)
Молодцы, ребята!
Всем спасибо за ответы,
За задорный звонкий смех,
За азарт соревнованья,
Обеспечивший успех.
Выйдя из дома, мы всегда должны помнить правила дорожного движения и соблюдать их, избегать опасных ситуаций. Я желаю вам безопасной дороги!
Эльвира Анатольева, классный руководитель 1 класса Среднекибечской средней школы Канашского района Чувашской Республики, участница V конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»
В приложенном файле – загадки для финального задания.
Фото с сайта http://nnm.ru
Комментарии