search
main
0

Выпадет осадок – вот тогда порядок! Только не собирайте грибы около шоссе

Будучи на представлении методических концепций участников конкурса “Учитель года России-2002”, я не понимал, как можно свести в номинацию “Здоровьесберегающие технологии” предметы, не связанные с физкультурой и спортом. Но туман непонимания рассеялся сразу после посещения конкурсных уроков. Они показали, что забота о здоровье детей в современных условиях жизни необходима как никогда. Школьники должны не только больше двигаться и укреплять мускулатуру на уроках физической культуры, но и получать знания о том, как сберечь свое здоровье на занятиях по другим предметам. Ведь здоровье, как известно, не купишь.

Урок в 9-м классе на тему “Применение знаний по теории электролитической диссоциации” провела Ирина МАРКИНА, учитель химии лицея N 34 города Майкопа Республики Адыгея. Школьники отправились в плавание по океану химии. Ирина Владиславовна предложила ребятам “химическую лоцию” с разгадыванием ребусов. За правильные ответы ученики награждались специальными значками и становились “лоцманами”.
Цель урока Маркиной – научить детей правильно применять полученные знания, работать с терминологией, проводить самоанализ. Педагог напомнила девятиклассникам, что в лабораторных работах очень важно соблюдать технику безопасности – следить за тем, чтобы жидкость не попала на кожу, ни в коем случае не пробовать химический раствор на язык. Заповедь химика Ирина Владиславовна выразила в стихотворной форме: “Химик правила обмена не забудет никогда, в результате непременно будет газ или вода, выпадет осадок, вот тогда – порядок”. Из плавания по волнам обратимых и необратимых реакций ребята перенеслись в сказку. Ведь обладая знаниями реакций ионного обмена, можно получить и “молочные реки”, и “кисельные берега”. В конце урока учительница превратилась в волшебницу. “По мановению волшебной палочки” она зажгла спиртовку и устроила небольшой фейерверк.
Елена ИШАНОВА, учитель химии и биологии средней школы N 59 города Узловая Тульской области, связывает свои уроки с экологией родного края. И это неудивительно, ведь в Узловой и ее окрестностях работает несколько десятков химических предприятий, повышен радиационный фон – последствие аварии на Чернобыльской АЭС.
Елена Юрьевна провела в 11-м классе показательный урок по теме “Белки”. Эпиграфом к нему послужили слова Фридриха Энгельса: “Жизнь есть способ существования белковых тел”. Следовательно, белок – высшая форма материи. В его состав входят такие элементы, как кислород, сера, железо, фосфор, водород, углерод. В каких продуктах максимальное количество белка? Прежде всего в бобовых. Так же много белка содержит пшеничная мука, мясо, яйцо, рыба и молоко. С помощью учителя ребята выяснили, что вредит белкам, узнали их защитные свойства. Простейший пример: в результате соединения спирта и белка происходит денатурация. Спирт разлагает белок. Вот вам пагубное влияние алкоголя. Так же разрушительно на белок действуют соли тяжелых металлов, например выхлопные газы. Это очень актуально, особенно в крупных городах. Старшеклассники поняли, что нельзя собирать грибы вдоль оживленных дорог и автострад.
Юлия МИЩЕНКО, учитель английского языка гимназии N 35 города Тольятти Самарской области провела занятие для третьеклассников в форме игры. Ее урок прошел на одном дыхании, легко и непринужденно. Учитель вошла в класс в элегантном костюме спортивного покроя. На стенах и доске были вывешены рисунки с изображением детей, занимающихся спортом. Юлия Сергеевна знакомила третьеклашек с новой лексикой, отрабатывала применение модального глагола “can”. В ходе урока Мищенко не произнесла ни одного слова по-русски. Но дети ее понимали, активно двигались, отвечали на вопросы. “Чем вы можете заниматься летом?” – спрашивает учитель. “Плаванием, футболом, теннисом, туризмом”. – “А зимой?” – “Можем кататься на санках, коньках и лыжах, играть в хоккей”. Юлия Сергеевна играла с детьми в “ручеек”, а после финальной сирены – школьного звонка – наградила маленьких спортсменов импровизированными медалями.
Учитель физической культуры средней школы поселка Синегорье Ягоднинского района Магаданской области Александр ИГНАТЬЕВ, пятидесятитрехлетний педагог, не играет в детство, а старается оживить в себе мальчишку и искренне, азартно пускается в путешествие – на уроке, на лыжне, в турпоходе. За это ребята из школы поселка Синегорье прозвали его Супербизон.
Главный принцип Игнатьева: учитель “должен быть интересен детям, должен разделить с ними их мир и свой”. Кроме этого, Александр Иванович – человек творческий, сам изготавливает нестандартные спортивные снаряды. Некоторые из них он привез в Москву. Конкурсный урок в 9-м классе Игнатьев провел живо и интересно, ярко продемонстрировав свои творческие находки. Спортивный зал был разделен на две части заградительной сеткой, по обе стороны которой учитель подвесил обручи разного диаметра. Они служили мишенями, в них девятиклассники метали мячи и полукилограммовые резиновые “гранаты”. Во второй половине урока с помощью учеников спортзал был разбит крест-накрест волейбольными сетками. Команды мальчиков и девочек осваивали азы волейбола.
Михаил БЕЛОГЛАЗОВ, учитель физического воспитания средней школы N 2 села Большие Березники Большеберезниковского района Республики Мордовия, – сторонник здорового образа жизни, занимался по системе Порфирия Иванова, прошел суровую школу спецназа. На своих уроках Белоглазов воспитывает у подростков силу духа, ответственность, готовность прийти на помощь товарищу. По инициативе учителя, для того чтобы педагоги и родители были в курсе физической подготовленности детей, во 2-й большеберезниковской школе введены карточки здоровья.
“Здоровье – это вершина, на которую каждый должен подняться сам”, – с этих слов Михаил Николаевич начал свой показательный урок с десятиклассниками. Занятия прошли по-армейски строго и организованно. Разминка сопровождалась ритмичной музыкой. Урок был посвящен легкой атлетике и различным видам стартового разбега. Учитель из Мордовии следил за правильностью осанки ребят, уделял внимание их силовым качествам и выносливости. Парни отжимались, прыгали через скакалку. В финальной части урока Белоглазов разбил старшеклассников на две группы по шесть человек и провел с ними военизированную эстафету. Мальчишки мысленно перенеслись на полигон: ползали по-пластунски под “колючей проволокой”, роль которой играли низко опущенные планки, пробегали по “бревну” – перевернутой гимнастической скамейке.
В завершение конкурсного урока Белоглазов, как бывший спецназовец, продемонстрировал свои физические возможности. Сначала учитель разбил ногой два кирпича, уложенных друг на друга. А когда в руках у одного из десятиклассников оказался двухметровый шест диаметром 5-6 сантиметров, в спортзале воцарилась гробовая тишина. Школьник размахнулся и нанес сокрушительный удар по корпусу учителя, который принял защитную стойку. Члены жюри и зрители ахнули! И что же вы думаете? Палка с треском переломилась, а Михаилу Николаевичу – хоть бы что. “Возможности человека безграничны, и каждый из вас может добиться того же, если будет вести здоровый образ жизни и заниматься спортом”, – сказал ребятам учитель и, прощаясь, пригласил их к себе в гости в Мордовию.

Михаил БОНДАРЕВ, cпециальный корреспондент “Учительской газеты”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте