Библиотерапия. Лечение книгой. Звучит странно, но лишь потому, что новый метод психокоррекции пока только разрабатывается и не имеет широкого распространения. Солидные библиотерапевтические центры созданы в Архангельске и небольшом городе Лысьва Пермской области. Как видим, “провинция” здесь впереди Москвы.
Библиотерапевты не отождествляют себя с психоаналитиками. Их роль – особое посредничество между читателем и книгой. Возможно проведение групповых сеансов. Главное – умение повернуть людей к позитивным эмоциям. Самые простые библиотерапевтические приемы – в нужный момент дать нужную книгу, работать с ней и с пациентом, отслеживая восприятие прочитанного, – тоже не так просты, как кажутся. Чтение – только первый этап библиотерапии, второй – создание пациентом собственных произведений. Способность и потребность увидеть внутреннюю гармонию, красоту мира, наслаждаться ею и творить ее делают нас более счастливыми и здоровыми. Главное для библиотерапевта – ни в коем случае не действовать с грубой прямотой, в лоб, опираясь на сухое морализирование. А еще требуется знать множество сюжетов, образов, эмоциональный строй произведения, понимать конкретные житейские ситуации.
Библиотерапевты работают и при библиотеках учебных заведений, там, где учатся дети с нарушениями психики. Широкое внедрение в школу требует решения многих вопросов. Надо, чтобы стали соратниками и отладили отношения психолог, учитель литературы и библиотерапевт. Как распределить их роли? Можно ли выносить сеанс библиотерапии на урок? Многое зависит от ситуации и конкретных задач, от того, что мы ставим на первое место: психокоррекцию, приобщение к чтению, развитие творческих навыков или то и другое вместе. Словом, библиотерапия – широкое поле для исследований. В московском издательстве “Либерея” готовится к выходу в свет книга психолога О. Кабачек “Сказка в век компьютера”, где наиболее полно освещены вопросы библиотерапии, обобщен уже накопленный опыт. Развитие нового метода психокоррекции пока во многом зависит от энтузиастов, найдутся ли они на местах – в психологических центрах, школах и библиотеках.
Виктор СТАРОСТИН
Комментарии