search
main
0

Выходим на демонстрацию. Средства, материалы и инструменты работы современного учителя

Какое же место уготовано учителю в современной школе, насыщенной компьютерной техникой и имеющей доступ в Интернет? Сможет ли он в полной мере воспользоваться новыми открывшимися перед ним возможностями или вся эта техника так и останется невостребованной, а школа действительно как раньше жила без компьютеров, так сможет и в дальнейшем прекрасно обойтись? Есть ли какие-либо способы помочь учителю органично внедрить современные образовательные технологии в свою повседневную практику? Попробуем ответить на эти вопросы.

Учебные материалы нового поколения

Сейчас далеко не каждый педагог знает, что же стоит за этим громким названием и как эти материалы нового поколения смогут принести пользу на уроке. К примеру, можно ли сказать, что привычный учебник, переведенный в электронную форму и записанный на компакт-диск, становится тем самым материалом нового поколения (или, как еще говорят, цифровым образовательным ресурсом – ЦОР)?

Да, можно. Но следует понимать, что если бы все отличие между «традиционными» средствами и ЦОР сводилось к сопоставлению текста на бумаге и на экране компьютера, то вряд ли вообще зашел бы разговор об особой роли и эффективности современных средств. ЦОР – это не только текст в электронной форме. Это могут быть иллюстрации, набор которых превышает по полноте и качеству предлагаемые в бумажных учебниках или плакатах. Сюда же можно отнести аудио- и видеофрагменты, помогающие учителю продемонстрировать необычное физическое явление, перенестись вместе с учениками на несколько десятилетий назад в историческое прошлое или насладиться стихотворением в исполнении профессионального актера.

Безусловно, никто не ожидает, что все учителя могут самостоятельно разработать интерактивную модель физического процесса или создать средства для постановки виртуального эксперимента, как раньше не требовали от каждого учителя написания собственного учебника по своему предмету. Если классические учебники и методические пособия доступны лишь в привычных библиотеках, то для ЦОР нового поколения таким хранилищем стала Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), которая создана в рамках проекта ИСО, реализуемого НФПК*.

Коллекция дает возможность несложным образом организовать запрос и выбрать необходимые ресурсы, будь то анимированная демонстрация химического опыта или интерактивное тестовое задание. Это привлекает даже тех учителей, которые пока только делают первые шаги к активному использованию современных технических средств в своей деятельности.

Следует заметить, что обилие ЦОР вовсе не означает, что следует выбросить привычные учебники, чертежи, схемы. Напротив, современному учителю предоставляются самые широкие возможности для того, чтобы разумно сочетать традиционные учебные средства с УМК нового поколения. Учитель превращается в архитектора, конструирующего здание урока из широкого набора доступных элементов, что позволяет сделать учебный процесс ярким, доступным, информационно насыщенным, интересным и, безусловно, эффективным.

Ресурсы Единой коллекции способны оказать неоценимую помощь при решении образовательных задач на различных этапах дидактического цикла. К примеру, повышение наглядности при изучении нового материала, особенно при задействовании мультимедийных форм, в значительной степени позволяет повысить качество восприятия новой информации, а различные интерактивные средства осуществления контроля знаний дают возможность объективно оценить качество их усвоения.

Интерактивные доски

Среди ЦОР в Единой коллекции особый интерес представляют разнообразные средства, позволяющие ученику принять активное участие в работе, с возможностью обратной связи. Заложенные в ресурс средства организации интерактива могут оказаться незадействованными или, напротив, эффективно использующимися в зависимости от выбора технических средств.

Решить эту проблему можно по-разному. Один из вариантов – предоставление всем ученикам места в компьютерном классе, где за отдельным компьютером каждый сможет активно работать с интерактивным ресурсом. Такая возможность есть далеко не всегда, и в этом случае альтернативным вариантом решения проблемы является использование технического средства, все чаще встречающегося в образовательных учреждениях страны, – интерактивной доски.

Обладая собственными инструментами для организации взаимодействия, это устройство может рассматриваться как весьма эффективное средство, позволяющее раскрыть богатый потенциал, изначально заложенный в ЦОР. Виртуальная лаборатория с использованием данного инструмента становится по-настоящему интерактивной, позволяя ученикам принять участие в постановке и проведении собственного научного эксперимента. Тестовое задание в сочетании с интерактивной доской представляет уже не просто инструмент для контроля качества знаний, но дает возможность обсудить ошибки и недочеты и с помощью системы голосования совместно выбрать наиболее приемлемый вариант. Интерактивные карты и схемы, анимированные демонстрации, – все это обрастает дополнительными возможностями при использовании столь мощного и функционально богатого инструмента, как интерактивная доска.

Подготовка ЦОР к демонстрации на интерактивной доске

Даже осознавая возможности, которые предоставляет интерактивная доска в сочетании с ЦОР Единой коллекции, понимая «в теории» возможные пути ее использования в собственной педагогической деятельности, многие учителя сталкиваются с проблемами на этапе технологической реализации задуманного. Если с размещением в демонстрационных материалах (слайдах, флипчартах) простейших объектов, таких как текст или иллюстрация, проблем не возникает, то необходимость включения flash-анимации, в виде которой могут быть представлены многие интерактивные модели, или видеофрагмента для демонстрации с помощью интерактивной доски зачастую ставит в тупик.

Рассмотрим основные операции, позволяющие подготовить ЦОР различных типов для демонстрации с двумя наиболее распространенными типами интерактивных досок – ActiveBoard и InterWrite.

Вставка текста или рисунка производится стандартными средствами. Сначала текст или рисунок копируется в буфер обмена (для этого достаточно выделить нужный фрагмент, щелчком правой клавиши мыши вызвать контекстное меню и выбрать в нем пункт «Копировать»). После этого для вставки текста во флипчарт интерактивной доски ActiveBoard достаточно в активном флипчарте нажать правую кнопку мыши и в выпадающем меню выбрать команду «Вставить» – «Из буфера обмена» – «Текст». Для вставки рисунка в открывшемся при нажатии правой клавиши мыши меню следует выбрать вкладку «Вставить» – «Объекты изображения» («Вставить» – «Изображение» – «Из буфера обмена»). Размещение скопированного в буфер обмена фрагмента во флипчарт доски InterWrite производится схожим образом: следует нажать правую кнопку мыши и в открывшемся меню «Настройки инструмента» выбрать команду «Вставить».

Для демонстрации на интерактивной доске видеофрагмента или flash-анимации (как уже упоминалось, в таком формате могут быть реализованы разного рода интерактивные ресурсы) нужный материал (видео, flash) следует предварительно сохранить на локальный диск компьютера. После этого рекомендуется убедиться в том, что файлы такого типа проигрываются на данном компьютере, для чего достаточно попытаться открыть их, например, в «Проводнике». Если проблем с открытием ЦОР не возникло, можно приступать к размещению во флипчарте. Это делается в виде ссылки на соответствующий файл. Создать во флипчарте доски ActiveBoard гиперссылку из текста или рисунка можно следующим образом: выделить фрагмент текста или рисунок, двойным щелчком по выделенному объекту вызвать панель инструментов «Редактировать объект», в которой выбрать пункт «Свойства». В меню «Свойства и действия» зайти в раздел «Действия» и выбрать «Открыть документ или файл». Появится кнопка «Установить», после нажатия на которую в диалоговом окне следует ввести полное имя файла с сохраненным на диске ЦОР. Для создания ссылки на звуковой файл в упоминавшемся разделе «Действия» следует выбрать пункт «Воспроизвести звук», после чего дальнейшие действия аналогичны рассмотренным выше. Схожим образом размещается ссылка на страницу в сети «Интернет» или документ на диске.

При использовании доски InterWrite для создания гиперссылки следует воспользоваться специальной кнопкой ссылки. В открывшемся меню «Изменение ссылки InterWrite» в разделе «Тип ссылки» выбрать «Ссылка на видеофайл», в разделе «Метка ссылки» ввести название воспроизводимого ресурса. Также необходимо вручную ввести имя файла с ресурсом или воспользоваться кнопкой «Обзор…». Аналогично можно задать ссылку на звуковой файл или же ссылку на страницу в сети «Интернет», при этом следует также поменять тип ссылки в соответствующем выпадающем меню.

Хочу обратить внимание, что при переносе флипчарта на другой компьютер могут возникнуть проблемы, связанные с тем, что по указанной ссылке нужный цифровой ресурс не будет найден.

irina@edu.yar.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте