search
main
0

Выход из зоны комфорта

Как «дистанционка» заставила пересмотреть приемы обучения

Переход на дистанционную форму обучения оказался для многих учителей неожиданным форматом окончания учебного года. Встала необходимость в знакомстве с Zoom и проведении онлайн-уроков. Однако, как говорится, любое научение и обучение связаны с выходом за границы зоны комфорта, поэтому подобная встряска дала, на мой взгляд, положительный опыт.

Для меня переход на дистанционную форму обучения прошел достаточно легко. Этому способствовало несколько факторов. Во-первых, грамотная организационная работа администрации нашей школы: в условиях ограниченного времени в рекордные сроки было пересмотрено расписание занятий, определены правила и требования к проведению «новых» уроков и организован контроль за процессом обучения. Во-вторых, эффективная работа классных руководителей. На них, по моему мнению, легла наибольшая нагрузка во время дистанционного обучения, так как им приходилось быть везде и сразу. В-третьих, современное развитие информационных технологий. Когда дистанционное образование только начинало появляться, было много технических и инфраструктурных ограничений. Сейчас учителям доступны такие ресурсы, как Zoom, Microsoft Teams, Skype, Webex, – каждый из них прост для освоения и позволяет достаточно легко организовать онлайн-уроки.

Но есть и ряд трудностей. Первая и самая главная проблема проведения онлайн-уроков – это аутентификация учеников. С первого дня конференции были заполнены покемонами, человеками-пауками и другими персонажами. Ограничения на доступ к уроку по имени и фамилии были неэффективны, так как неоднократно были случаи, когда под фамилией своего одноклассника заходили другие ученики и начинали безобразничать. Выходом из этой ситуации является включение учеником видеосвязи, но не у всех детей была такая возможность. Или же не все хотели это делать. Понятно, что большинство уловок учеников, таких как «у меня не работает микрофон или видео», являются вымышленными и используются с целью отлынивания от урока, однако доказать это весьма сложно. В будущем вопрос аутентификации можно решить за счет введения разрабатываемой в настоящее время информационно-сервисной платформы, которая позволит аутентифицировать участников с помощью портала госуслуг.

Вторая проблема проведения онлайн-уроков – необходимость пересмотра рабочих программ, а также привлечения разнообразных интернет-ресурсов для изучения теоретического материала. Из-за отсутствия у некоторых детей ПК и выхода в Интернет было необходимо разработать для них индивидуальные программы и задания. Очень повезло, что опыт дистанционного обучения пришелся на конец года, когда ключевые темы уже пройдены и была возможность уделить время повторению пройденного материала. Тем не менее благодаря сложившейся ситуации, а также обмену опытом с моими коллегами я открыла для себя множество интересных ресурсов с электронными учебниками и биологическими онлайн-играми.

Третьей проблемой стала организация рефлексивной деятельности учащихся на уроке. Новая форма обучения, непривычная для урока обстановка и прочие факторы оказали влияние на включение учеников в процесс урока. Чтобы занятия не проходили в форме лекции, приходилось применять новые методы рефлексии. Хорошо показал себя метод перевода с русского на русский, когда ученикам предлагалось перевести обычные пословицы на язык биологических терминов.

На мой взгляд, дистанционное обучение никогда не заменит личного общения учеников с учителем. Как показал опыт, на данный момент такой формат обучения возможен только как временный и преимущественно с заинтересованными учениками. Не все ученики способны к самоконтролю, который необходим при дистанционном обучении. Но мне как для педагогу такой опыт позволил по-новому взглянуть на процесс обучения, выявил слабые и сильные места рабочих программ, а также стал стимулом для саморазвития с профессиональной точки зрения.

Наталия ДЫМКОВА, учитель биологии школы №69 имени Б.Ш.Окуджавы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте