Председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области Владимир АВЕРКИН считает, что указ Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» созвучен переменам, происходящим в системе образования. «Это подтверждает известное выражение о том, что общие идеи носятся в воздухе, нужно только уметь их уловить, – говорит он. – Теперь работу и субъектов Российской Федерации, и муниципальных органов будут оценивать по критериям, показателям – в их числе есть и показатели в сфере образования. Я очень рад тому, что это произошло и совпало с реализацией комплексного проекта модернизации образования».
СтатфактВ 2007 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование» Новгородская область получила из федерального бюджета 63 миллиона рублей. Эти средства пошли на приобретение оборудования для школ, их текущий ремонт, а также на повышение квалификации и обучение муниципальных управленческих команд по реализации КПМО.Средства областного бюджета были направлены на повышение заработной платы учителей. На выплату всех видов стимулирующих надбавок педагогам общеобразовательных учреждений области в 2007 году выделено 78 миллионов рублей. Часть этих выплат учителя получили с 1 января 2007 года в виде надбавок за достижения в профессиональной деятельности и за классное руководство с учетом результатов труда. На выплату стимулирующих надбавок за конечный результат педагогического труда предусмотрено 27 миллионов 232 тысячи рублей.В I квартале 2008 года средняя заработная плата учителя в Новгородской области была 9652 рубля. Всего в 2008 году дополнительные расходы на заработную плату педагогов составят 163 миллиона рублей.
Критериальный подход к оценке качества образования давно уже применяется в Новгородской области. Около 15 лет здесь действует рейтинговая система оценки работы муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений. С 2001 года согласно областному Положению о стимулировании особых достижений в педагогической деятельности педагоги получают надбавки к зарплате. А с 1 сентября 2007 года Новгородская область как победитель конкурса по отбору субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, ввела у себя новую систему оплаты труда. Основной же идеей НСОТ как раз стало материальное поощрение учителей и школ за достигнутые результаты.
– Владимир Николаевич, каковы первые итоги введения новой системы оплаты труда в области?
– Изменилась структура фонда заработной платы школ. Определена его базовая часть для учителей, состоящая из общей и специальной частей. Для расчета общей части утвержден областной норматив, включающий основной оклад, а также повышающие коэффициенты: например, за сложность предмета, специфику работы с детьми младшего возраста, работу в лицеях и гимназиях. Специальная часть фонда включает расходы на доплаты за неаудиторную нагрузку.
Для стимулирования деятельности учителей сохранена стимулирующая часть фонда заработной платы. Но теперь ее размер зависит от количества учеников в школе и от ее места в рейтинге общеобразовательных учреждений. Эти требования заставили директоров и педагогические коллективы включиться в работу по реструктуризации сети учреждений образования. Появилась прямая заинтересованность привлекать учеников в свое учреждение и корректировать критерии оценки результативности своей деятельности.
Распределение стимулирующей части фонда заработной платы осуществляется в соответствии со специальным положением, которое разрабатывает для себя каждая школа.
– Это-то распределение стимулирующих надбавок и является сейчас камнем преткновения для многих регионов, где введена НСОТ. Возможно, это одна из причин, по которым остальные регионы РФ пока опасаются вводить у себя новую систему оплаты труда. Ваша знаменитая рейтинговая система – ноу-хау Новгородчины – тоже вызывает немало толков и противоречивых мнений…
– Нашей рейтинговой системе 15 лет. Она стала неким прообразом НСОТ. За прошедшие годы наработан огромный опыт по оценке работы муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений. Так, качество умений и навыков учеников мы определяем не зависимым от школы тестированием. Часть информации получаем через анкетирование родителей и школьников и оценку специалистов Роспотребнадзора. Сведения по правонарушениям среди несовершеннолетних сверяем с данными правоохранительных органов. В целом рейтинговая система оценивает работу каждой общеобразовательной школы области по 18 направлениям и 148 показателям.
Я считаю, что с помощью рейтинга легче распределять стимулирующую часть фонда зарплаты. Ежегодно подводятся итоги рейтинга, и директор последней в рейтинговом списке школы знает, что получит на одного ученика 400 рублей, а директор первой школы – 2,5 тысячи. А потом в школе уже происходит распределение стимулирующих надбавок среди учителей.
Надбавки за высокие результаты педагогической деятельности, в частности, имеют право получить те педагоги, чьи ученики победили в областных или всероссийских предметных олимпиадах, смотрах, конкурсах различного профиля, чей класс показал в целом высокий уровень знаний на ЕГЭ. Алгоритм здесь должен быть таким: если учитель видит, что у него хороший результат, который заслуживает особого денежного поощрения, то для подтверждения этого результата он должен пригласить независимый образовательный аудит. Внутришкольные положения утверждают критерии оценки деятельности учителей. Кстати, наличие дополнительных средств на стимулирование педагогической деятельности сразу же изменило отношение педагогов к этим локальным актам, встал вопрос о совершенствовании критериев оценки работы учителя и механизма оценки результативности деятельности школ.
Рейтинговую систему, созданную у нас, пытаются внедрить в других областях России. Иногда, к сожалению, начинают искать легкие пути и искажают идею. Например, предлагают платить учителю математики больше, чем учителю литературы, потому что, дескать, предмет математика труднее.
– С 1 сентября 2008 года НСОТ введена не только в школах, но и в детских садах, профессиональных училищах, детских домах – словом, во всех государственных образовательных учреждениях Новгородской области. Какова основная причина такого решения?
– Отличительная черта реализации нацпроекта в Новгородской области в том, что в нем участвуют 100 процентов общеобразовательных школ. А теперь мы берем на себя смелость распространить наработанные технологии на всю сферу государственного образования. Рейтинговая система вводится во всех соответствующих учреждениях.
Заработная плата – это сейчас, конечно, проблема всех субъектов Федерации. Подведены первые итоги после выхода прошлогоднего президентского указа «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ», в том числе по показателю «отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников отраслей социальной сферы к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона». Те субъекты РФ, которые не выполнили этот показатель, будут искать дополнительные средства для увеличения средней заработной платы работников социальной сферы и, очевидно, найдут их. Но как их станут распределять? Есть опасение, что там, где НСОТ не введена, будут просто не заинтересованы в ее введении. Между тем одной из идей комплексного проекта модернизации образования было повышение доходов учителя в зависимости от результата его деятельности.
– Владимир Николаевич, ваши прогнозы по поводу последствий указа Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».
– Реализация нацпроекта «Образование» продемонстрировала новый механизм управления образовательной сферой. Главная особенность этого механизма – ориентация на получение конечного результата, поддающегося точному измерению и оценке.
Критериальный подход к оценке работы учреждений образования, действующий в Новгородской области, критиковали те, кто по итогам ежегодных рейтингов на фоне своих коллег выглядел нелучшим образом. Теперь благодаря указу президента все муниципалитеты, а значит, и все российские муниципальные образовательные учреждения будут вынуждены принять эту политику и играть по этим правилам.
Последствия указа уже ощутили в Новгородской области. С момента его выхода в свет, то есть с апреля нынешнего года, губернатор Новгородской области провел несколько совещаний, на которых часть районов области отчиталась по всем отраслям и всем показателям – от образования и здравоохранения до строительства жилья и уровня заработной платы. Отчеты принимаются согласно определенному графику. Благодаря такому механизму оценки выявляется, какие трудности есть у муниципалитетов, что им мешает в работе, почему одни районы области имеют при равных условиях высокие показатели, а другие – низкие.
Оценка происходит в первую очередь по тем критериям, которые есть в указе президента и дополнительно по критериям, определенным губернатором Новгородской области.
Удобство такой системы оценки в том, что вслед за оцениванием оперативно происходит принятие управленческих решений. Указы президента дали «зеленую улицу» тем идеям, которые проводились в жизнь в системе образования Новгородской области в последнее десятилетие. Нам наконец-то дали правовую основу работать на конечный результат, видеть как успехи, так и недостатки и предпринимать соответствующие шаги по решению конкретных проблем. Если этого не делать, то можно говорить о состоянии любой системы, например образования, беспредметно до бесконечности и не улучшать результатов.
Реализация указов президента выявляет коренные проблемы в различных системах, в том числе и в системе образования. Например, за год, прошедший с момента вступления в силу указа Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ», стало ясно, что в различных субъектах Российской Федерации его понимают по-разному. Реализация этого указа вскрыла важную проблему – отсутствие единообразно понимаемых показателей и методик для измерения тех или иных результатов.
Трудности, в частности, вызваны тем, что управлением системой образования сейчас занимаются несколько структур. Помимо собственно органов управления образованием это структуры социальной защиты, здравоохранения, культуры. Так, при сборе статистических данных субъекты РФ дают одни цифры, органы статистического наблюдения – другие, ведомства – третьи. Из этой ситуации необходимо сделать правильный вывод, а именно – четко установить, где заканчивается одна сфера и начинается другая. Органы здравоохранения не должны заниматься вопросами образования, органы образования – вопросами социальной защиты.
Определенные шаги для изменения такой ситуации уже сделаны как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Но основная работа впереди.
Великий Новгород
Комментарии