search
main
0

Вычисляем… Ломоносова

Интегрированный блок истории и математики в 8-м классе коррекционной школы VIII вида.

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Время: 2 урока по 40 минут.

Историческая тема: Российская академия наук и деятельность великого Михаила Васильевича Ломоносова.

Математическая тема: «Действия с целыми числами и десятичными дробями в пределах 1 миллиона».

Цели урока – создать условия:

1. Для понимания необходимости открытия в России Академии наук как первого учебного и научного заведения страны. Познакомить с основными вехами жизни М.В.Ломоносова.

2. Для совершенствования вычислительных умений и навыков целых чисел и десятичных дробей в пределах 1 миллиона.

3. Для коррекции:

– произвольного внимания, долговременной памяти,

– устной речи,

– связной математической речи, логического мышления.

4. Для воспитания самостоятельности, самоконтроля, целеустремленности. Вызвать чувство восхищения личностью Михаила Ломоносова.

Средства обучения: таблицы к схемам, индивидуальные листы с номерами заданий по математике, карточки с заданиями, DVD-плейер, телевизор и DVD-фильмы – «Эрмитаж» и «Михайло Ломоносов», рабочие листы с «немой» схемой Академии наук.

Учебники:

Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. «История России», 8-й класс.

Эк В.В. «Математика», 8-й класс.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация. Подготовка к восприятию нового учебного материала.

Учитель истории: Прочитайте даты на доске, найдите соответствующие им события.

На доске карточки с датами: 1700 г., 1612 г., 1564 г., 1721 г., 1709 г.

Учитель истории: Расшифруйте дату, вставив недостающие цифры, назовите, какое событие ей соответствует.

На доске карточка с датой:

172* – 17*2 гг.

Ответ: 1725 – 1762 гг. – эпоха дворцовых переворотов.

Беседа

– Почему этот период получил такое название?

Ученики предлагают свои версии.

– Посмотрите на портреты императоров России и назовите, кто на них изображен.

Учитель истории показывает по одному неподписанные портреты Петра III, Елизаветы, Анны Иоанновны, Екатерины II, Петра II, после ответов учеников открывает имя, выставляет портреты в хаотичном порядке.

Учитель истории: Расставьте портреты российских императоров периода дворцовых переворотов в нужном порядке.

Ученики по одному выходят к доске, ставят портреты в нужной последовательности.

Игра «Кто это?»

Учитель истории: По описанию догадайтесь, о времени правления кого из данных императоров идет речь.

Ученики вытягивают карточки с описаниями, читают, отвечают, о ком идет речь.

Карточки:

Дочь Петра I, управляла страной 20 лет. Любила наряды, драгоценности. Вернула из ссылки многих русских и выдворила из страны многих немцев.

(Елизавета Петровна)

Мало занимался государственными делами, проводя время в пирах и веселье. Отправил в ссылку соратника Петра I – Меншикова.

(Петр II)

Распустила Верховный тайный совет. Власть почти полностью передала в руки фаворита Бирона. В стране появилось множество немцев.

(Анна Иоанновна)

Учитель истории: Дома вы читали текст, в котором описывалось основное место пребывания русских императоров. Что это за место?

Ответ: Зимний Дворец в Санкт-Петербурге.

Учитель истории: В учебнике дана лишь одна фотография резиденции русских императоров. Хотите заглянуть в Зимний дворец и увидеть все его великолепие? Попытайтесь услышать название парадной лестницы, изображенной в вашем учебнике.

Просмотр эпизодов фильма «Эрмитаж». Ответы детей.

III. Сообщение темы. Целеполагание и мотивация.

Учитель истории: В период дворцовых переворотов в России произошло одно очень важное событие. В стране был открыт главный научный и учебный центр. Как он назывался, кто в нем работал, узнаем, расшифровав тему урока.

Учитель математики: Для этого нам надо выполнить несколько заданий на сложение и вычитание, умножение и деление целых чисел и десятичных дробей в пределах 1 миллиона.

Устный счет

На доске даны карточки с числами, на обратной стороне которых записана тема по истории.

0,01 0,2 5,1 6 200 400 1340 4000

Учитель математики: Расставьте числа в порядке возрастания. Перевернув карточку, вы узнаете тему урока.

Ученики выходят к доске и расставляют карточки в нужном порядке, затем переворачивают их и читают тему:

Открытие Российской академии наук и деятельность великого Ломоносова.

Ученики записывают число и тему урока по истории в рабочих листах.

Учитель истории: На уроке мы должны выяснить, что представляла собой Академия наук, чем она занималась и чем прославился М.В.Ломоносов. Это расширит знания по истории Отечества. Также на нашем уроке мы будем совершенствовать вычислительные умения и навыки.

IV. Знакомство с новым материалом.

Учитель истории: Петр I уделял огромное внимание образованию русских людей. Своих ученых в России было мало, их приглашали из-за границы, поэтому Петр хотел открыть такое заведение, которое готовило бы для России своих ученых. С этой целью еще за год до своей смерти Петр подписал указ об открытии в России Академии наук. Когда же она была открыта?

Выполнение заданий в рабочих листах.

Примеры.

Учитель математики: Выполните действия и узнайте, когда была открыта Академия наук. Ответы всех примеров совпадают и являются годом открытия Академии наук.

39 675 : 23

69 х 25

(7 834,634 + 12,248) – 6121,882

Ученики работают в тетрадях и у доски.

Ответ: 1725 год.

Учитель истории: Запишите дату открытия академии на схеме.

Учитель вывешивает карточку на «немую» схему на доске.

(Табл.1)

Ученики в «немых» схемах рабочих листов записывают дату открытия Академии наук.

Учитель истории: В Академии наук работали самые знаменитые ученые. Деятельность их была разнообразной, так как в Академии наук было много интересных объектов. Например, обсерватория.

Ученики читают новое слово.

Учитель в схеме переворачивает одну карточку: «Обсерватория».

Учитель истории: Обсерватория – это лаборатория, то есть специально оборудованное место для изучения звезд.

Работа с текстом учебной статьи.

Учитель истории: Изучите самостоятельно текст на странице, выясните и запишите в схему, что еще, кроме обсерватории, было при Академии наук.

Ученики читают отрывок текста, самостоятельно заполняют схему, проверяют. Учитель открывает карточки на схеме на доске.

(Табл. 2.)

Учитель истории: Ко мне в руки попали карточки-знаки, которые можно было бы отнести к объектам Академии наук. Расставьте карточки-знаки на таблице, объясните свой выбор.

(См. все рисунки на странице).

Ученики ставят символы рядом с объектами на таблице и объясняют свой выбор.

Учитель истории: Сделаем вывод, каким заведением была академия.

Ученики в ходе беседы выясняют значение слова «академия», записывают в рабочих листах: «Академия – научное и учебное заведение».

Учитель истории: Преобразования Петра привели к большим изменениям в стране: появилось больше предприятий, шахт, рудников. Развивалась торговля, был построен флот, возникли школы. Стране требовалось много грамотных людей, и Академия наук готовила специалистов.

В Академии наук работали в основном иностранные ученые. Но в России появлялись и свои образованные люди. Первым русским академиком был человек из крестьянской семьи – сын простого рыбака.

Задача:

I мозаика – 125 340 шт.

II мозаика – на 242 000 шт.

Ученики по краткой записи составляют задачу и выполняют решение в листах и у доски.

Учитель математики: Выберите ответ из предложенных и соответствующее имя человека, который стал первым русским академиком.

Ответы:

492 680 М.В.Ломоносов

492 860 П.Афанасьев

В рабочих листах по истории ребята делают запись: «М.В.Ломоносов – первый русский академик».

Учитель истории: Прочитайте план на доске.

На доске:

1. Место рождения и семья М.В.Ломоносова.

2. Стремление к знаниям.

Учитель истории: Заслушайте доклады по каждому пункту плана, приготовьтесь к беседе.

Ученики заслушивают доклады двух одноклассников по каждому пункту плана. Затем выступающие задают классу вопросы по содержанию своего доклада.

Учитель математики: Интересно вам узнать, сколько лет было Ломоносову, когда он сбежал из дома в Москву для учебы? Решите примеры. Если ответы совпадут, то вы верно нашли число.

7 лет 10 мес. + 11 лет 2 мес.

3 года 5 мес. + 15 лет 7 мес.

29 лет 4 мес. – 10 лет 4 мес.

Один ученик решает примеры у доски, остальные в рабочих листах.

Ответ: 19 лет.

Ребята смотрят фрагмент художественного фильма «Михайло Ломоносов» о трудностях, выпавших на долю Ломоносова в годы учения в Москве. Перед просмотром учитель задает вопрос:

– Благодаря каким качествам Михайло смог закончить учебу в Москве?

Ребята отвечают.

Учитель истории: За успехи в учебе Ломоносова отправили учиться за границу.

Учитель математики: Решите примеры, выберите и поставьте нужные ответы. Переверните карточки с ответами, и вы узнаете, в какую страну был отправлен Ломоносов для дальнейшей учебы.

Карточки с ответами на доске даны вразброс. Ученики решают примеры устно.

Примеры:

7 х 9

66862 : 2

123 х 2

50 х 8

70000 : 1000

25 х 3

12 х 5

0,36 х 10

Ответы – лицевая и обратная стороны:

63 Г

39461 е

246 р

400 м

70 а

75 н

60 и

3,6 я

Учитель истории: Ломоносов всю свою жизнь посвятил развитию науки в России. К сожалению, Михаил Васильевич прожил не очень долго.

Решение задачи

Учитель математики: М.В.Ломоносов родился в 1711 году и прожил 54 года. В каком году умер М.В.Ломоносов?

Ученики самостоятельно решают задачу. Годы жизни и смерти вывешиваются на доску: «1711 – 1765 гг.»

V. Закрепление изученного материала.

Ребята решают на доске кроссворд, посвященный жизни и деятельности М.В.Ломоносова (вопросы кроссворда в данной публикации не приводятся).

Ирина ЛИХАЧЕВА, учитель истории, Светлана ГЕРАСИМОВА, учитель математики специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, пос. Светлополянск, Кировская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте