Интегрированный блок истории и математики в 8-м классе коррекционной школы VIII вида.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Время: 2 урока по 40 минут.
Историческая тема: Российская академия наук и деятельность великого Михаила Васильевича Ломоносова.
Математическая тема: «Действия с целыми числами и десятичными дробями в пределах 1 миллиона».
Цели урока – создать условия:
1. Для понимания необходимости открытия в России Академии наук как первого учебного и научного заведения страны. Познакомить с основными вехами жизни М.В.Ломоносова.
2. Для совершенствования вычислительных умений и навыков целых чисел и десятичных дробей в пределах 1 миллиона.
3. Для коррекции:
– произвольного внимания, долговременной памяти,
– устной речи,
– связной математической речи, логического мышления.
4. Для воспитания самостоятельности, самоконтроля, целеустремленности. Вызвать чувство восхищения личностью Михаила Ломоносова.
Средства обучения: таблицы к схемам, индивидуальные листы с номерами заданий по математике, карточки с заданиями, DVD-плейер, телевизор и DVD-фильмы – «Эрмитаж» и «Михайло Ломоносов», рабочие листы с «немой» схемой Академии наук.
Учебники:
Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. «История России», 8-й класс.
Эк В.В. «Математика», 8-й класс.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация. Подготовка к восприятию нового учебного материала.
Учитель истории: Прочитайте даты на доске, найдите соответствующие им события.
На доске карточки с датами: 1700 г., 1612 г., 1564 г., 1721 г., 1709 г.
Учитель истории: Расшифруйте дату, вставив недостающие цифры, назовите, какое событие ей соответствует.
На доске карточка с датой:
172* – 17*2 гг.
Ответ: 1725 – 1762 гг. – эпоха дворцовых переворотов.
Беседа
– Почему этот период получил такое название?
Ученики предлагают свои версии.
– Посмотрите на портреты императоров России и назовите, кто на них изображен.
Учитель истории показывает по одному неподписанные портреты Петра III, Елизаветы, Анны Иоанновны, Екатерины II, Петра II, после ответов учеников открывает имя, выставляет портреты в хаотичном порядке.
Учитель истории: Расставьте портреты российских императоров периода дворцовых переворотов в нужном порядке.
Ученики по одному выходят к доске, ставят портреты в нужной последовательности.
Игра «Кто это?»
Учитель истории: По описанию догадайтесь, о времени правления кого из данных императоров идет речь.
Ученики вытягивают карточки с описаниями, читают, отвечают, о ком идет речь.
Карточки:
Дочь Петра I, управляла страной 20 лет. Любила наряды, драгоценности. Вернула из ссылки многих русских и выдворила из страны многих немцев.
(Елизавета Петровна)
Мало занимался государственными делами, проводя время в пирах и веселье. Отправил в ссылку соратника Петра I – Меншикова.
(Петр II)
Распустила Верховный тайный совет. Власть почти полностью передала в руки фаворита Бирона. В стране появилось множество немцев.
(Анна Иоанновна)
Учитель истории: Дома вы читали текст, в котором описывалось основное место пребывания русских императоров. Что это за место?
Ответ: Зимний Дворец в Санкт-Петербурге.
Учитель истории: В учебнике дана лишь одна фотография резиденции русских императоров. Хотите заглянуть в Зимний дворец и увидеть все его великолепие? Попытайтесь услышать название парадной лестницы, изображенной в вашем учебнике.
Просмотр эпизодов фильма «Эрмитаж». Ответы детей.
III. Сообщение темы. Целеполагание и мотивация.
Учитель истории: В период дворцовых переворотов в России произошло одно очень важное событие. В стране был открыт главный научный и учебный центр. Как он назывался, кто в нем работал, узнаем, расшифровав тему урока.
Учитель математики: Для этого нам надо выполнить несколько заданий на сложение и вычитание, умножение и деление целых чисел и десятичных дробей в пределах 1 миллиона.
Устный счет
На доске даны карточки с числами, на обратной стороне которых записана тема по истории.
0,01 0,2 5,1 6 200 400 1340 4000
Учитель математики: Расставьте числа в порядке возрастания. Перевернув карточку, вы узнаете тему урока.
Ученики выходят к доске и расставляют карточки в нужном порядке, затем переворачивают их и читают тему:
Открытие Российской академии наук и деятельность великого Ломоносова.
Ученики записывают число и тему урока по истории в рабочих листах.
Учитель истории: На уроке мы должны выяснить, что представляла собой Академия наук, чем она занималась и чем прославился М.В.Ломоносов. Это расширит знания по истории Отечества. Также на нашем уроке мы будем совершенствовать вычислительные умения и навыки.
IV. Знакомство с новым материалом.
Учитель истории: Петр I уделял огромное внимание образованию русских людей. Своих ученых в России было мало, их приглашали из-за границы, поэтому Петр хотел открыть такое заведение, которое готовило бы для России своих ученых. С этой целью еще за год до своей смерти Петр подписал указ об открытии в России Академии наук. Когда же она была открыта?
Выполнение заданий в рабочих листах.
Примеры.
Учитель математики: Выполните действия и узнайте, когда была открыта Академия наук. Ответы всех примеров совпадают и являются годом открытия Академии наук.
39 675 : 23
69 х 25
(7 834,634 + 12,248) – 6121,882
Ученики работают в тетрадях и у доски.
Ответ: 1725 год.
Учитель истории: Запишите дату открытия академии на схеме.
Учитель вывешивает карточку на «немую» схему на доске.
(Табл.1)
Ученики в «немых» схемах рабочих листов записывают дату открытия Академии наук.
Учитель истории: В Академии наук работали самые знаменитые ученые. Деятельность их была разнообразной, так как в Академии наук было много интересных объектов. Например, обсерватория.
Ученики читают новое слово.
Учитель в схеме переворачивает одну карточку: «Обсерватория».
Учитель истории: Обсерватория – это лаборатория, то есть специально оборудованное место для изучения звезд.
Работа с текстом учебной статьи.
Учитель истории: Изучите самостоятельно текст на странице, выясните и запишите в схему, что еще, кроме обсерватории, было при Академии наук.
Ученики читают отрывок текста, самостоятельно заполняют схему, проверяют. Учитель открывает карточки на схеме на доске.
(Табл. 2.)
Учитель истории: Ко мне в руки попали карточки-знаки, которые можно было бы отнести к объектам Академии наук. Расставьте карточки-знаки на таблице, объясните свой выбор.
(См. все рисунки на странице).
Ученики ставят символы рядом с объектами на таблице и объясняют свой выбор.
Учитель истории: Сделаем вывод, каким заведением была академия.
Ученики в ходе беседы выясняют значение слова «академия», записывают в рабочих листах: «Академия – научное и учебное заведение».
Учитель истории: Преобразования Петра привели к большим изменениям в стране: появилось больше предприятий, шахт, рудников. Развивалась торговля, был построен флот, возникли школы. Стране требовалось много грамотных людей, и Академия наук готовила специалистов.
В Академии наук работали в основном иностранные ученые. Но в России появлялись и свои образованные люди. Первым русским академиком был человек из крестьянской семьи – сын простого рыбака.
Задача:
I мозаика – 125 340 шт.
II мозаика – на 242 000 шт.
Ученики по краткой записи составляют задачу и выполняют решение в листах и у доски.
Учитель математики: Выберите ответ из предложенных и соответствующее имя человека, который стал первым русским академиком.
Ответы:
492 680 М.В.Ломоносов
492 860 П.Афанасьев
В рабочих листах по истории ребята делают запись: «М.В.Ломоносов – первый русский академик».
Учитель истории: Прочитайте план на доске.
На доске:
1. Место рождения и семья М.В.Ломоносова.
2. Стремление к знаниям.
Учитель истории: Заслушайте доклады по каждому пункту плана, приготовьтесь к беседе.
Ученики заслушивают доклады двух одноклассников по каждому пункту плана. Затем выступающие задают классу вопросы по содержанию своего доклада.
Учитель математики: Интересно вам узнать, сколько лет было Ломоносову, когда он сбежал из дома в Москву для учебы? Решите примеры. Если ответы совпадут, то вы верно нашли число.
7 лет 10 мес. + 11 лет 2 мес.
3 года 5 мес. + 15 лет 7 мес.
29 лет 4 мес. – 10 лет 4 мес.
Один ученик решает примеры у доски, остальные в рабочих листах.
Ответ: 19 лет.
Ребята смотрят фрагмент художественного фильма «Михайло Ломоносов» о трудностях, выпавших на долю Ломоносова в годы учения в Москве. Перед просмотром учитель задает вопрос:
– Благодаря каким качествам Михайло смог закончить учебу в Москве?
Ребята отвечают.
Учитель истории: За успехи в учебе Ломоносова отправили учиться за границу.
Учитель математики: Решите примеры, выберите и поставьте нужные ответы. Переверните карточки с ответами, и вы узнаете, в какую страну был отправлен Ломоносов для дальнейшей учебы.
Карточки с ответами на доске даны вразброс. Ученики решают примеры устно.
Примеры:
7 х 9
66862 : 2
123 х 2
50 х 8
70000 : 1000
25 х 3
12 х 5
0,36 х 10
Ответы – лицевая и обратная стороны:
63 Г
39461 е
246 р
400 м
70 а
75 н
60 и
3,6 я
Учитель истории: Ломоносов всю свою жизнь посвятил развитию науки в России. К сожалению, Михаил Васильевич прожил не очень долго.
Решение задачи
Учитель математики: М.В.Ломоносов родился в 1711 году и прожил 54 года. В каком году умер М.В.Ломоносов?
Ученики самостоятельно решают задачу. Годы жизни и смерти вывешиваются на доску: «1711 – 1765 гг.»
V. Закрепление изученного материала.
Ребята решают на доске кроссворд, посвященный жизни и деятельности М.В.Ломоносова (вопросы кроссворда в данной публикации не приводятся).
Ирина ЛИХАЧЕВА, учитель истории, Светлана ГЕРАСИМОВА, учитель математики специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, пос. Светлополянск, Кировская область
Комментарии