search
main
0

Выброшенный вперед. Намерение, которое будет осуществлено

​Кто из нас еще со школьной скамьи не задумывался над тем, что ждет впереди, как сложится жизнь, кем станет, какую профессию выберет, и о многом-многом другом? Мы с детства пытаемся заглянуть вперед, начиная планировать, по сути, проектировать свою жизнь и свою деятельность в жизни. В какой-то момент неизбежно понимаем, что должны идти в ногу со временем, адаптироваться к изменениям, происходящим не только вокруг нас, но и в политике, экономике, юриспруденции, науке, образовании и так далее. Для того чтобы быть готовыми к вызовам времени, мы должны меняться и сами. Хорошее образование, критическое и творческое мышление, навыки эффективной самостоятельной и командной работы, харизма и живость ума – это все те качества и навыки, без которых сегодня сложно представить успешного человека. Особый смысл в этой связи приобретает девиз «Образование через всю жизнь».

Современные работодатели и бизнесмены также заинтересованы в том, чтобы принимать на работу именно тех людей, которые умеют на постоянной основе самостоятельно пополнять свои знания. Это, на наш взгляд, ставит новые задачи перед современной системой образования и даже формирует новую образовательную среду. Термин «проект» в переводе с латинского projektus означает «выброшенный вперед», а с французского projeсt – «намерение, которое будет осуществлено в будущем». Проектная – это как раз та деятельность, которая поможет, научит самостоятельно реализовывать задуманное, воплотить свои идеи, фантазии, мечты, намерения, проявить себя в настоящем и будущем. Уже сейчас большинство российских школ стали активно использовать методы проектного обучения. Большое значение проектной деятельности уделяет и школа №1288. Так вот, проектная деятельность в рамках школы, по нашему убеждению, должна строиться не только в рамках соответствия требованиям ФГОС и профилю обучающегося, но и с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка. Обучение созданию проекта в нашем комплексе начинается еще с дошкольного возраста. Для работы над проектами воспитатели выделяют специальное время на занятиях – создают проблемные ситуации, которые не только стимулируют детское любопытство, но и требуют поиска обучающимся самостоятельных решений. Начиная с начальной школы в процессе изучения разделов или отдельных тем любого учебного предмета педагог также создает проблемные ситуации, намечая пути их решения средствами изучаемой теории. Эти задания предполагают не только совместную работу в классе или группе, но также в системе «дети – родители» и, конечно же, индивидуально.   Новизна и сложность проблем, которые педагог и обучающиеся ставят и решают в рамках учебного процесса, обусловлены тем, что проектные задачи изменяются и усложняются от класса к классу, от начальной школы – к старшей.  Таким образом, работа в рамках проектной деятельности делится на несколько этапов и предполагает переход от решения самых простых задач к более сложным. Проектное обучение реализуется в школе не только на уроках, но и в рамках внеурочной деятельности. Это позволяет в работе над проектами выходить за рамки тем, обязательных к изучению. Расширение кругозора в предметных областях и общей эрудиции – еще одно немаловажное достоинство проектного обучения. Выбор темы проекта чаще всего зависит от сферы интересов самого учащегося, но немаловажную роль играет и умение педагога увлечь отдельно взятым аспектом своей предметной области. Нередко темы предлагает сам педагог, оставляя при этом возможность для ее совместной с учениками корректировки. В старших классах тема проекта зависит от профиля, в котором обучается тот или иной учащийся. На данном этапе обучения темы проектов обсуждаются не только со школьными педагогами, но и с преподавателями вузов-партнеров, ведущих ряд профессиональных учебных дисциплин по выбранному профилю.В любом случае темы проектов должны быть практически ориентированы, а ученики – понимать, для чего они ими занимаются. В работе над проектом осознание значимости результатов всегда придает дополнительной мотивации школьникам. В нашей школе было реализовано значимое количество проектных работ. Приведем здесь небольшой ряд тем, успешно реализованных нашими учащимися. Так, например, в начальной школе была проведена работа по проектам «Вторая жизнь ненужных вещей», «Пластилиновые эмоции», «Почему нельзя есть снег?» и другие. В средней и старшей школе были разработаны такие проекты, как «Милосердие – нужное дело Баркова», «Государственной Третьяковской галерее 160 лет», «Славянские куклы Мелешкина», «Создание 3D-экспоната школьного музея», «Самые распространенные страхи и фобии, причины их возникновения и методы борьбы с ними», «Граффити: искусство или вандализм?» и многие другие. Еще одной возможностью для демонстрации навыков проектной деятельности стало участие нашей команды в «Школе новых технологий». Там наши старшеклассники были сориентированы на выбор тем и выполнение проектов из кейсов конкурса «Школа реальных дел». Среди тех кейсов, которые оказались интересными нашим ребятам, были такие проекты, как тренажер «Мой город», «Великие ошибки в истории науки, ставшие причиной известных открытий», «3D-экспонат школьного музея», «3D-проектирование предметов интерьера и малых архитектурных форм», «Сценарий дидактической игры для интерактивного стола» и так далее. Важной отличительной особенностью этих проектов является и практическая ориентированность, ведь они разрабатывались на основе задач потенциальных работодателей. О них стоит сказать отдельно, ведь среди партнеров «Школы новых технологий» оказалось более пятидесяти компаний, являющихся лидерами в различных отраслях. Другим значимым событием стала Проектная сессия, которая в этом году проводилась уже в третий раз. Это фестивально-конкурсное мероприятие, как и «Школа новых технологий», направлено на формирование у обучающихся универсальных знаний, исследовательского поведения, навыков командной работы и презентацию ее итогов. В заключение хотелось бы дополнительно подчеркнуть, что главным смыслом разработки проекта обучающимися в школе является не сам проект, а развитие личности обучающихся. Этот опыт становится для них важной возможностью для качественной подготовки к будущей профессиональной деятельности. Для нас важно понимать, что «выброшенный вперед» выпускник школы научился не только здраво анализировать настоящее, но и заглядывать вперед, чтобы, создавая новое знание, он мог, без преувеличения, проектировать будущее. Елена ШАШЕНКОВА, методист школы №1288;Анна ЦВЕТКОВА, заместитель директора школы №1288

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте