Детский сад №109 недаром называется «Изюминка». Соответствие названию полностью оправдывает своими делами творческий коллектив во главе с Наталией Усаниной, кандидатом педагогических наук. Наталия Сергеевна – единственный руководитель дошкольного учреждения с ученой степенью во всей Ярославской области. И это только первая изюминка.
Из 330 детей, посещающих детский сад в обычном жилом микрорайоне на севере города Ярославля, почти треть малышей – особые, то есть имеющие ограниченные возможности здоровья. И все они занимаются со специалистами по особым адаптированным программам. Представьте себе, здесь каждый ребенок получает возможность развития с учетом своей индивидуальности и в результате оправдывает известную истину, что все дети талантливы. И это вовсе не фигура речи. В коллективе, которым 17 лет руководит Наталия Сергеевна, детей с ОВЗ считают такими же обычными детьми. Но только для общения и занятий с ними взрослым требуются определенные знания и много-много терпения. А без любви к своему делу запас этот может быстро истощиться. По сути, главная изюминка коллектива в том и заключается, что здесь взрослые не работают с детьми, а проживают вместе с ними процесс узнавания себя, радости от успехов, общения с друзьями, словом, разделяют вместе с воспитанниками все яркие и незабываемые впечатления, которыми так богато детство.
«Мы же эгоисты, – любит повторять Усанина, – потому делаем все, чтобы нам было приятно и радостно заниматься с детьми. При таком настрое и малыши наши будут счастливы». Конечно, за этой легкой полушутливой фразой об эгоизме скрывается немало ежедневного труда.
Коллектив детского сада первым в городе стал принимать детей с ОВЗ, создавая для этого комбинированные группы. Тогда еще инклюзия, а происходило это шестнадцать лет назад, была в новинку. Тем более в детском саду. От родителей детей, которых было большинство, слышалось и категоричное неприятие ситуации, мол, не хотят видеть в своей группе дураков. Да и среди воспитателей нашелся пусть один, но твердо убежденный в невозможности совместного пребывания нормальных и «ненормальных» деток педагог. На него не действовали никакие доводы. Хотя весь коллектив, зная, как руководитель печется и заботится о деле, принял происходящие перемены должным образом.
– Мы с каждым днем все больше утверждались, что выбрали верную стратегию развития, – говорит Наталия Сергеевна. – Возрастали профессионально, укреплялись духовно. В процессе развития открыли для себя множество новых творческих возможностей. Это очень увлекательно. Знаете, большая радость ощущать, что мы на верном пути. Вот сегодня зашла я в группу, воспитатель меня не видит, общается с малышом, тот что-то спрашивает. Слышу в ответ: «А ну-ка, подойди ко мне, открой ротик, язычок вот так, сверху, теперь говори». Вышла тихонько, иду и радуюсь. Какие молодцы все! Вот они – видимые результаты. У нас в садике теперь работают и воспитатели-логопеды, и воспитатели-дефектологи, то есть мы вырастили нужные кадры, подготовили, обучили. Сегодня, когда увеличивается число детей с теми или иными проблемами, воспитателям необходимы новые знания. Притом, конечно, есть у нас и логопеды, и дефектологи, и психологи.
Коллективу удалось решить многие задачи, которые ставила жизнь, работали одной дружной командой. Что объединяет людей в команду и сплачивает? Конечно, общая идея! А она такова, чтобы «Изюминка» стала островком счастливого детства. Как признается Наталия Сергеевна, труднее всего ломать стереотипы в поведении взрослых. Родителей пришлось убеждать и словами, и делами, что их ребенок, находясь рядом с особенными детками, получает нужную ему прививку доброты. В беседах обращались к чувствам пап и мам, разъясняя: «Ведь вы, когда видите человека в инвалидной коляске, испытываете чувство неловкости, вам неуютно, не знаете, как вести себя в таком обществе, что сказать. А у вашего ребенка не будет таких барьеров. Он научится радоваться успехам своего товарища, будет помогать ему, поддерживать его. Эти качества очень пригодятся ему в дальнейшей жизни в обществе».
Мамы особых детей беспокоились о другом. Тревожились, не будут ли обижать в группе того, кто отличается от всех, смеяться над ним. Эти опасения постепенно развеивались. Убеждали и тех и других родителей совместные дела, общие праздники. Наглядные примеры доказывали, что очень важно ребенку с ОВЗ находиться среди сверстников. Он хочет развиваться, совершенствоваться. С ним занимаются специалисты. Родители постепенно переставали стесняться своего ребенка и оберегать его от всего.
С 2009 года в детском саду работает консультационный пункт. «Это самый первый наш аванпост», – признается Наталия Сергеевна. Дети с ОВЗ, поступающие в детский сад, приходят сюда вместе с родителями. На этом этапе важно узнать поближе и ребенка, и его окружение. Формы работы разные – это и диагностические занятия со специалистами, когда родители видят воочию ресурсы своего ребенка, и консультации специалистов, и психолого-педагогический консилиум. Все зависит от конкретной ситуации. Главное – в итоге должен быть разработан маршрут сопровождения нового жителя во время нахождения его на островке счастливого детства.
За шестнадцать лет работы только 17 малышей после детсада не смогли продолжить обучение в общеобразовательных школах. Понятно, что диагнозы у всех разные. А одной из лучших оценок работы коллектива детского сада «Изюминка» с особыми детьми можно считать признание мамы: «Мне вот в поликлинике посоветовали идти к вам. Сказали, если не помогут в «Изюминке», то нигде уже не помогут».
Здесь не отказались принять ребенка после трех операций на головном мозге. Речь у мальчика была нарушена. Все время первого посещения консультационного пункта он провел под столом, спрятавшись от взрослых. Не будем перечислять и другие моменты. Важно другое. На психолого-педагогическом консилиуме было принято решение начать занятия. Один специалист вел занятия, другой дублировал речь ведущего, водил руками ребенка, выполняя нужные движения. Через два месяца работы с ребенком занимался уже один специалист. А в результате в конце года прежде необщительный, неразговорчивый малыш уже мог находиться в группе со сверстниками и был переведен на режим кратковременного пребывания. Представьте, какая это была радость для всего коллектива.
И таких побед за все шестнадцать лет немало. Можно много рассказывать и о материально-технической, дидактической обеспеченности учреждения, и о его наработках, которых хватит на докторскую диссертацию. Но для руководителя сегодня важнее быть капитаном надежного корабля, идущего верным курсом в страну счастливого детства.
Надежда ТУМОВА, Ярославль
P.S. В 2021 году «Изюминка» к многочисленным своим победам и наградам добавила звание «Лучшее образовательное учреждение города».
Комментарии