Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Выбор профессии для ученика должен быть осознанным

УГ - Москва, №7 от 23 февраля 2010. Читать номер
Автор:

Любовь КОРЕШКОВА, заместитель начальника Северо-Восточного окружного управления образования:

Проблемы современной профориентации – это актуальные проблемы общества в целом, которые проявляются в таких противоречиях:

между потребностью общеобразовательной школы в специалистах-профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны;

между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи;

в разрыве между потребностями предприятий и организаций города в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена и объемом их подготовки.

Средством решения данных проблем должна стать организация систематической работы по профессиональной ориентации молодежи на получение профессий.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 04.12.07 г. №1036-ПП «О городской целевой программе развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы, письмом Департамента образования города Москвы от 16.06.2008 г. №2-29-293 о создании Информационно-методического центра профориентации в каждом учебном округе, распоряжением префекта СВАО от 13.03.2009 года №337 «О работе по подготовке квалифицированных рабочих кадров в СВАО» в округе создан Центр профориентации «Ориентир» под руководством директора Елены Усковой.

С открытием центра в округе полностью сложилась система управления профориентационной работой, в основе которой находится каждая общеобразовательная школа.

В каждом из семнадцати районов округа определена базовая школа по профориентации, которая осуществляет взаимодействие школ всего района с Информационно-методическим центром профориентации «Ориентир»: №№293, 1464, 1470 (Алексеевский), №166 (Лианозово), №254 (Бибирево), №1486 (Отрадное), №762 (Лосиноостровский), №2044 (Северный), №1137 (Ярославский), №281 (Бабушкинский), №951 (Северное Медведково), №№305,1446 (Алтуфьево), №259 (Марьина Роща), №1494 (247) (Марфино), №287 (Останкинский), №1499 (269) (Ростокино), №297 (Свиблово), №285 (Южное Медведково), №963 (Бутырский).

В перспективе на их базе будут созданы районные ресурсные центры по профориентации.

Координацию всей работы осуществляют окружное управление образования и окружной методический центр.

Управление образования, выполняя решение коллегии Департамента образования от 12 мая 2009 года, считает, что по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на выбор жизненного пути учащихся, адаптацию их к профессии, и конечно, главной в этой системе будет общеобразовательная школа.

Ведущая цель в деятельности учителя – подготовка школьников к сознательному выбору профессии. Учащиеся должны осознавать вместе с учителем, что выполняемая трудовая подготовка в школе может быть формальной. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Для этого в образовательные программы и программы развития всех школ включен обязательный раздел «Работа по профессиональному самоопределению и социальной адаптации школьников», назначены ответственные за организацию профориентационной работы, оборудованы кабинеты профориентации.

Для того чтобы обдуманно выбрать профессию, ученику необходимо:

– понять, что его интересует, кто он, каковы его особенности, что он за человек;

– научиться собирать необходимую информацию о профессии, в которой он заинтересован;

– научиться искать место работы или учебы;

– знать, что его ждет при приеме на работу и на самой работе.

Вопросы профессионального самоопределения и социальной адаптации обучающихся изучаются во всех классах с 1-го по 11-й через интеграцию учебных предметов. На старшей ступени образования профориентационная работа ведется в рамках профильного обучения. В образовательных учреждениях формируется опыт работы с портфолио учащихся.

В настоящее время педагогическая общественность Москвы обсуждает «Московский регистр качества образования», где в Электронном портфолио ученика п. 1.4.2 «Профессиональная ориентация» хотелось бы видеть:

– профессиограмму профессии;

– список учебных заведений, где учат этой профессии;

– список кружков, секций, факультативов, которые помогут подготовиться к работе по этой профессии;

– список возможных мест будущей работы;

– рекомендации воспитателя или психолога, в которых они говорят о том, насколько ученик пригоден к этой профессии.

– творческие работы, в которых он попробовал себя в этой профессии.

Выбирая профессию, наши ученики выбирают себе еще и образ жизни. Это мнение подкрепляется жизнью каждого человека (девушки выбирают ту профессию, которая позволит быть еще и женой, матерью, хозяйкой дома; юноши – такую, чтобы всегда смогли обеспечить себя и будущую семью). Таким образом, уже на этапе выбора люди выстраивают свой профессиональный и жизненный путь.

Напомню, что в школах работа строится на основании приказа Управления образования №798/1 от 06.10.2009 г. «Об усилении профориентационной работы в образовательных учреждениях Северо-Восточного округа», при этом используются:

– положения о кустовом кабинете профориентации и социальной адаптации,

– должностная инструкция ответственного за профориентационную работу,

– примерный план работы школьного кабинета профориентации и социальной адаптации.

Разработана циклограмма работы Информационно-методического центра профориентации «Ориентир».

Планы работы центра и учреждений образования предусматривают диагностику и консультирование учащихся, совместную работу с учреждениями среднего профессионального образования округа, проведение ярмарок профессий, конкурсов, экскурсий на предприятия и научные учреждения и др.

Результатом профориентационной работы округа стало стабильное возрастание количества выпускников, поступающих в учреждения начального и среднего профессионального образования:

9-й класс

– 2007-2008 г. – 31%,

– 2008-2009 г. – 34,3%;

11-й класс

– 2007-2008 г. – 7%,

– 2008-2009 г. – 7,4%.

Среди девяти учреждений среднего профессионального образования, расположенных на территории округа, в 2007-2008 учебном году план по приему абитуриентов не был выполнен в двух строительных колледжах – №№12 и 53. По результатам приема абитуриентов 2008-2009 учебного года во всех колледжах план по приему выполнен полностью.

Вся необходимая информация для осуществления деятельности расположена на сайтах управления образования и центра профориентации.

Руководство и контроль за деятельностью центра «Ориентир» осуществляют управление образования и ОУМЦ.

Мы считаем: работа по профпросвещению будет иметь положительные результаты, если она проводится умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на рабочие профессии, в которых Москва испытывает недостаток (жилищно-коммунальная система, потребительский рынок, строительный комплекс), нужно избегать всякого рода давления на школьников, так как это может привести лишь к окончательной потере интереса подростков к данным профессиям.

Внимательно отнесясь к потребностям и интересам ребенка, мы можем научить его:

– реально воспринимать возникающие проблемы и решать их в соответствии с нормами, существующими в обществе взрослых людей;

– адаптироваться к разным условиям, понимать, как себя вести в различных ситуациях;

– доверять себе и опираться на себя, ценить и уважать свои индивидуальные качества, а также ценить и уважать людей вокруг себя;

– проявлять активную позицию в решении проблем, стремиться к самостоятельному развитию и достижению высот в собственной жизни.

Главным принципом, которым сегодня руководствуются в работе по профпросвещению педагогические работники округа, сотрудники центра «Ориентир», стало повышение заинтересованности подростка в выбранной профессии, укрепление его осознанной мотивации в своем будущем.

Наряду с этим управление образования считает неотъемлемой частью профориентационной работы проектно-исследовательскую деятельность в основном и дополнительном образовании, научно-техническое творчество учащихся и грамотное методическое сопровождение.

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту