«УГ-Москва» продолжает публикацию материалов социологического опроса, проведенного по заказу Московского городского комитета профсоюза работников народного образования и науки профессором А.Эфендиевым «Духовно-нравственный мир московских одиннадцатиклассников». Анализ духовно-нравственной структуры, интересов московских школьников мы начинаем с относительно простого, но, на наш взгляд, для внимательного читателя достаточно информативного: как проводит свое свободное время, что любит читать московский старшеклассник.
ориентация на качественное образование и на перспективную специальность лидирует достаточно уверенно, что в целом становится некоторым рациональным объяснением большей «преданности» учебе, которую традиционно демонстрируют девушки. Как и другие нюансы: в частности, девушки несколько чаще, чем мальчики, рассчитывают на «материальную поддержку родителей» (20,8% на 16,5%).
Лишь у 16% школьников время обучения – это 6 (и менее) уроков, у 49% – 8 уроков, а у остальных (35%) – 9-14 уроков. Так что у подавляющего большинства школьников на досуг остается немного времени. Тем интереснее, на что они его тратят.
Безусловный лидер среди избранных (не более 3) вариантов – прогулки, отдых на природе (48%). Этим гораздо чаще занимаются девушки, дети менее состоятельных семей.
У мальчиков на первом месте компьютерные игры (45%), интернет (38,3%). Этими техническими видами досуга мало занимаются девушки, что в какой-то мере и понятно. Совсем непонятно, почему девушки уклоняются от занятий спортом (11,9%), а к чести мальчиков, занятия спортом у них в приоритете (34%) и занимают четвертое место среди форм проведения свободного времени.
Особый интерес представляет «выпивка с целью повеселиться, расслабится», «посещение театров, выставок, концертов», «чтение книг».
28% школьников-мальчиков и 18,8% девушек выделили (при среднем по выборке 22%) выпивку как одну из трех наиболее часто используемых форм досуга. Дополнительный анализ показал, что среди 346 респондентов, ответивших таким образом, девушки составили 44% этой совокупности выпивающих, мальчики 56%. Причем этот показатель особенно высок в инязовских спецшколах. Имущественное положение школьника не сильно влияет на этот показатель – дети из различных по уровню жизни семей одинаково часто используют эту, в общем-то, негативную форму проведения свободного времени. На наш взгляд, тот факт, что у мальчиков эта форма занятий занимает 5-е место и охватывает чуть ли не каждого третьего, сам по себе тревожен.
В среднем в два раза реже, чем «выпивка» (11% против 23%), опрошенные школьники пользуются такими формами досуга, как посещение театров, выставок, концертов. Среди мальчиков таких только 6,5%, среди девушек 15%. Выявлены ощутимые различия по этому показателю по типам школ: театры, выставки существенно чаще привлекают учащихся гуманитарных, инязовских спецшкол. Это касается и уровня жизни семьи: чем выше уровень жизни семей школьников, тем чаще можно встретить среди них тех, кто посещает театры, выставки.
На вопрос «Что сегодня нужнее всего молодому человеку для успеха в жизни?» (разрешено выбрать до 3 вариантов) опрашиваемые молодые люди обычно на безусловно приоритетное место выдвигают «связи, знакомства, поддержку влиятельных лиц»; иными словами, недостиженческую мотивацию. И наоборот, условия, требующие личных усилий, достижений (трудолюбие, качественное образование, перспективная специальность и др.), так или иначе отступают на задний план. Причем характерно, что глубина отступления, например, показателя «качественное образование» на 2, 4 или 6-е место очень чувствительно коррелируются с социально-экономическими тенденциями, нравственными установками, настроениями в обществе.
Полученные в этом исследовании данные позволяют выносить суждения о духовных настроениях прежде всего одиннадцатиклассников, эти результаты, на наш взгляд, достаточно содержательны и дают определенную пищу для размышлений.
Как видим, уже на первых этапах нашего анализа вперед с большим отрывом от других выбились три основных «лидирующих» качества, способных, по мнению опрошенных школьников, принести успех: связи и знакомства, качественное образование, трудолюбие. Фактически мы имеем дело с мотивацией-микс: в ней причудливо сочетаются, безусловно, достиженческие (качественное образование, трудолюбие) и, безусловно, недостиженческие (связи и знакомства) элементы. Важно, что в этой мотивации-микс фактически начинают приобретать доминирующее значение достиженческие элементы.
При этом обращает на себя внимание то, что среди допускающих менеджмент, и особенно экономику, ориентация на связи и знакомства несколько превышает общемосковские данные.
При сохраненной общей тенденции обнаружены определенные различия в понимании того, как следует добиваться успеха в современной жизни, между мальчиками и девочками.
Первые три места распределились следующим образом:
трудолюбие – 50,2 (I)
качественное образование – 48,3 (II-III)
связи и знакомства – 48 (III-II)
У девочек
качественное образование 53! (I)
связи и знакомства – 48 (II-III)
трудолюбие – 47,9 (III-II)
У девочек ориентация на качественное образование и на перспективную специальность лидирует достаточно уверенно, что в целом становится некоторым рациональным объяснением большей «преданности» учебе, которую традиционно демонстрируют девушки. Как и другие нюансы: в частности, девушки несколько чаще, чем мальчики, рассчитывают на «материальную поддержку родителей» (20,8% на 16,5%).
Обнаружены специфические оттенки в моральном портрете учащихся различных профилей школ.
В обычной школе достаточно высоко оценивают значимость связей и знакомств (51,4% при 48% в среднем по выборке). Этот показатель лидирует с отрывом от других, входящих в ранее выделенную тройку. Удивительно, что учащиеся обычных школ ниже других оценивают «природную одаренность» (25% против 32% в среднем), сильнее других уповают на «умение устраивать свои дела» (26% против 24% в среднем по выборке).
В естественно-научной спецшколе (классе) одного из самых высоких значений в исследовании достигает показатель «трудолюбие» (55% при 49% в среднем). Он уверенно лидирует, оставив позади и «качественное образование» и «связи, знакомства» (47,4% против 48% в среднем). Другая черта, впрочем, как и у других «спецов», – ориентация на «природную одаренность».
В гуманитарной спецшколе (классе) самого высокого значения в исследовании достигает показатель «качественное образование» (58,8% против 51% в среднем по выборке). Этот показатель у гуманитариев, безусловно, лидирует, оставляя позади как «трудолюбие», так и «связи». Есть еще одна яркая отличительная черта гуманитариев – упование на природную одаренность (36% против 32% в среднем).
В инязовской спецшколе (классе) ситуация иная, чем в других спецшколах. Если в естественно-математических и гуманитарных школах безусловный приоритет принадлежит достиженческим ориентациям, то в инязовской – «связям и знакомствам» (51,6% против 46% у гуманитариев и 47,4% у естественников). «Качественное же образование» и «трудолюбие» несколько отстают.
Есть и другие особенности инязовцев. Они выше других оценивают «предприимчивость» (29% против 21,5% у естественников и 26,5% у гуманитариев), больше других «спецов» ориентированы на «умение устраивать свои дела любым способом» (25,8% против 19,7% у естественников). Они фактически лидируют по показателю «материальная поддержка родителей» (23,6% против 19% в среднем по выборке). Согласитесь, своеобразные отличия накопились у инязовцев.
Как мы видим, профиль школы, при наличии единой общей тенденции, характерной для московских выпускников, – выдвижение на первый план трех известных ориентаций, в то же время оказывается определенным образом связан с нравственным профилем школьников, которые в них учатся.
Акцент на «трудолюбие» у естественников, на «качественное образование» у гуманитариев и на «связи и знакомства» у инязовцев улавливает иногда трудноуловимый аромат этих школ, атмосферу, которая в них царит, особенности социального положения контингента, который в эти школы попадает (отбирается).
Представители семей с низким уровнем жизни выделяют те же три основных лидера (трудолюбие – качественное образование – связи), сохранив в этой троице на последнем месте «связи и знакомства». Эти респонденты очень низко оценили значение «природной одаренности» (25,8% против 32% в среднем по выборке). При этом непривычно высоко ими оценивается «умение устраивать свои дела всеми средствами» (28,2% против 24% в среднем по выборке).
Что касается выходцев из семей с достатком ниже среднего, то здесь тенденция выдвижения в триаде ориентаций-микс на, безусловно, первое место «качественного образования» и «трудолюбия» имеет ярко выраженный характер (52,5% и 50,1%). «Связи» хотя и входят в триаду ведущих, но с ощутимым отставанием.
В этой группе обнаруживает себя как один из самых сильных показателей «природная одаренность», что только усиливает в целом положительную тенденцию развития мотивационной сферы школьников из этой среды.
У детей из семей со среднем достатком, к сожалению, несколько угасает эта тенденция. «Качественное образование» (51%) сохраняет свое лидерство, но начинается снижение этого показателя в абсолютном (%) исчислении, которое продолжается затем у школьников из высокого (50,2%) и наивысшего (41,4%) уровня жизни. Начинает проявляться и противоположная тенденция – нарастание абсолютного показателя «связи и знакомства»: у детей из семей среднего уровня он достигает 50% (сравним с низким и ниже средним уровнями – 44,6% и 45,4% соответственно), у детей же из семей с высоким и наивысшим уровнем он достигает 51,4% и 52,9%.
Причем характерно, у детей из семей с высоким и наивысшим уровнем жизни начинает нарастать другой достиженческий фактор – «трудолюбие». Он становится первым, на втором месте – «связи», на третьем – «качественное образование». При этом очень высоких показателей в среде школьников из семей с наивысшим уровнем жизни достигает «материальная поддержка родителей» (27,1% против 19% в среднем, т.е. рост в 1,5 раза), и «предприимчивость» (37,1% против 26% в среднем, т.е. рост в 1,4 раза).
Как показывает исследование, для детей, чьи отцы – высшие руководители (или зам.руководителя) государственного предприятия, учреждения, характерна некоторая недооценка «природной одаренности», сильное упование на «связи», «предприимчивость», «везение», «умение устраивать свои дела всеми средствами». При этом ярко выраженный акцент на «трудолюбие» и определенная недооценка «качественного образования», «перспективной специальности»; для детей, чьи отцы – руководители, владельцы негосударственного предприятия, встречается много общего с первой группой, но есть и отличия. Общее у детей, выросших в таких семьях, – ориентация на «связи», «предприимчивость», недооценка «качественного образования» и «перспективной специальности». Дети из семей владельцев негосударственных предприятий придают немалое значение «природной одаренности» и более низко оценивают значение «трудолюбия».
Молодой человек, выросший в семье мелкого предпринимателя, в чем-то похож на ребенка из семьи крупного предпринимателя, но с некоторыми оттенками: он признает роль природной одаренности, связей, недооценивает роль качественного образования, а тем более перспективной специальности, но в этой среде зафиксирован очень высокий уровень ориентации на везение, то есть авантюристический вариант жизнеустройства.
На этом фоне интересно отметить, например, общее и особенное молодых людей, выросших в семье, где отец или руководитель среднего звена, или специалист. Для обеих групп характерно признание «природной одаренности», «предприимчивости», «качественного образования». Но есть и отличия, за которыми в какой-то мере кроются различия жизненных путей и соответствующих достижений отца – просто специалиста и отца – непосредственного руководителя таких специалистов. Руководитель среднего звена больше ориентирован (с одной стороны) на «связи», на «умение устраивать свои дела любыми средствами», с другой стороны – на «трудолюбие».
Таким образом, можно сказать, что в целом у московской школьной молодежи-одиннадцатиклассников нет доминирования недостиженческих ориентиров. Напротив, в разной степени, пропорциях на первый план выдвигаются достиженческие ориентации.
Но, к сожалению, как свидетельствуют данные, формирующийся у московской школьной молодежи приоритет достиженческих ориентаций нередко сочетается с ощутимым дефицитом нравственных начал, ответственности.
Любопытные и неоднозначные по своему содержанию данные были получены при ответах на вопрос: «Каких правил, по вашему мнению, следует придерживаться в нашей сегодняшней жизни?» Было предложено несколько норм-правил, по которым респондент должен высказать свое согласие, несогласие или мог ответить «затрудняюсь ответить». Речь идет о выборе варианта поведения, который молодой человек считает наиболее практически целесообразным в современных условиях. Иными словами, это представление о том, как практически следует жить в современном мире. В ответах на этот вопрос личное желание, устремление преломляются через призму того, что позволено, дозволено, что поощряется в современной жизни. В результате мы получаем представление о практических нравах, нормах поведения.
Молодым людям были предложены утверждения, нравственно ценные ответы на которые известны каждому «с пеленок». Поэтому выбор ответа «затрудняюсь ответить» не столько свидетельство затруднений интеллектуальных (типа «не информирован»), сколько нравственных затруднений, внутренней моральной неопределенности и по поводу бесспорных, казалось бы, истин, правил. Они связаны с пониманием того, в чем благородный человек, живущий в благородном обществе, никаких затруднений испытывать не должен. Иначе говоря, нравственные затруднения о том, что наш респондент по той или иной причине сомневается, не уверен в целесообразности придерживаться высоконравственных норм по данному поводу. Поэтому ответ «затрудняюсь ответить» может быть причислен к ответам, имеющим аморальный оттенок.
Ранг «абсолютно бесспорных» истин получило следующее утверждение. Подавляющее большинство опрошенных считает, что «необходимо всячески стремиться к развитию кругозора, культурного уровня» (95,5% ответили «скорее согласен»).
К этой группе необходимо прибавить еще одно нормативное утверждение-правило. В среде опрошенных оно получило столь массовое согласие, что его можно толковать как бесспорное: «сексуальные отношения до брака вполне допустимы» (75%).
Согласны брать взятки 16,5% школьников. 27% затруднились ответить по поводу этого в нравственном отношении бесспорно отрицательного правила. Итого: не проявили (хотя бы в анкете) должной приверженности нравственным правилам по поводу взятки до 44% опрошенных выпускников школ Москвы.
Как и следовало ожидать, мальчики проявили гораздо большую коррупциоготовность, чем девушки. Среди мальчиков 23,9%, не сомневаясь, ответили «Да, можно получить взятку», среди девушек – лишь 10%, т.е. в 2,4 раза меньше. Если суммировать первый и третий показатели, чтобы выявить долю тех, кто не проявил должного морального отторжения по поводу взятки, то мы получим: у мальчиков 63,9%, у девушек 36,1%, то есть в 1,8 раза меньше.
Наибольшую коррупциоготовность проявили обычные и особенно инязовские спецшколы, хотя различие в 2-5% нельзя назвать существенным. Что касается опрошенных с различным уровнем жизни семей, то здесь чем выше уровень жизни семей, тем выше уровень коррупциоготовности.
«Ради решения важных личных проблем можно пренебречь приличиями, нравственными нормами». Данное правило – это правило личного эгоизма, помноженного на нравственный нигилизм, – одно из самых опасных сочетаний в социально-нравственной сфере.
Считают соблюдение этого правила в порядке вещей от 30-33% опрошенных одиннадцатиклассников Москвы. Еще треть затруднились ответить по поводу того, что важнее: достижение личной выгоды, личного интереса или соблюдение нравственных требований, приличий. Итого две трети опрошенных школьников в разной степени проявили готовность следовать данному правилу.
Как всегда, девочки на порядок выше по своим моральным качествам, чем мальчики. Готовность пренебречь приличиями ради личных проблем проявили 38,4% мальчиков и всего 25% девушек, т.е. в 1,5 раза меньше.
Готовность к пренебрежению приличиями достаточно сильно проявилась у учащихся инязовских спецшкол. Что касается школьников с различным уровнем жизни семей, то по этому показателю нет выраженной тенденции.
И наконец, вопрос о «необходимости делать лишь то, что сулит тебе личную выгоду». Исследование выявило, что почти половина опрошенных учащихся 11-х классов Москвы с разной степенью определенности проявили индивидуалистические наклонности: около 14% дали на этот вопрос однозначно утвердительный ответ, каждый третий от ответа уклонился.
Как и в предыдущих сюжетах, моральные качества девушек превосходят мальчиков (10% на 19%, то есть в 1,9 раза).
Нет неожиданностей и в данных по профилям школ. По готовности придерживаться прагматически-эгоистических правил жизни всех опережают респонденты из обычных и инязовских спецшкол.
Школьники из семей с различным уровнем жизни демонстрируют и по готовности реализовать в жизни это прагматически-эгоистическое правило уже знакомую тенденцию: она несколько нарастает от выходцев из малоресурсных к средним и высокоресурсным семьям (от 15,0% до 18,6%).
Общие тенденции, выявленные при анализе связей нравственных ориентиров, оценок с уровнем жизни, и в данном случае профессионально-должностным статусом родителей, подтвердились и в ходе анализа распределения данных по показателю «готовность брать взятку, если есть гарантия, что об этом никто не узнает», в зависимости от профессионально-должностных позиций, занимаемых родителями (отцами) респондента.
Среди детей руководителей среднего звена и высших руководителей государственных предприятий показатель коррупциоориентированности составил 17,6% и 17,9%, у детей владельцев негосударственных предприятий – 22,1% (сравним с детьми специалистов – 9,9%, то есть в 2,2 раза меньше). Соответственно качества, на которые для достижения успеха ориентированы дети – выходцы из высокоресурсных семей, обнаружили связь с коррупциоготовностью. Так, проявили «коррупциоготовность» среди ориентированных на «связи» – 20% и ориентированных на «умение устраивать свои дела, невзирая на средства» – 18% абитуриентов, а среди ориентированных на «качественное образование» таких в два раза меньше – 10%.
Таким образом, при наличии дифференциации негативных-позитивных показателей в зависимости от пола, типа школы, уровня жизни семьи колебания этих различий, интервал дифференциации (кроме показателя мальчики-девочки) незначительны. Это говорит о том, что нравственные изъяны, обнаруженные в ходе исследования, характерны для московских одиннадцатиклассников в целом и стали отражением общих тенденций и закономерностей, имеющих место во всей московской действительности, во всей системе московского образования.
Анализ практических норм, правил поведения, которых готовы придерживаться одиннадцатиклассники, дает нам основание для диагностики «болезни» нынешних абитуриентов – доминирования достиженческих ориентаций в сочетании с установками на реализацию безнравственных и даже противоправных правил практического поведения.
К сожалению, проведенное исследование старшеклассников обнаружило и другие, более приземленные, прозаические, но и более близкие и знакомые практические симптомы «нравственного нигилизма». Респондентам было предложено высказаться, считают ли они те или иные поступки а) «абсолютно недопустимыми ни при каких обстоятельствах», или б) «нежелательными, но можно смотреть на это сквозь пальцы», или в) «ничего предосудительного в них нет».
«Списать на экзамене, контрольной работе» – считают, что это абсолютно недопустимо среди школьников только 7%, среди мальчиков – 8,1%, среди девочек – 5,6%. При этом около 40% считают, что в этом нет ничего предосудительного. Уровень негативного отношения к списыванию, которое во всем цивилизованном мире воспринимается как неприемлемое, очень низок.
«Не вернуть в срок небольшой денежный долг» – по поводу межличностных отношений, как ожидалось, картина более благополучная, но все равно вызывающая по крайней мере недоумение (ведь речь идет об ответах в анкете, где респондент всегда стремится выглядеть «получше»). Резко осудили подобное всего 52%.
«Купить, переписать из интернета или списать чужую работу и сдать под видом своей» считают «абсолютно недопустимым» лишь 28% (среди девушек – 32,4%, а мальчиков – всего 22,1%). Каждый же четвертый вообще ничего не видит в этом предосудительного. Причем данные по этому показателю, как, впрочем, и предыдущие, достаточно гомогенны, мало дифференцированы в зависимости от типа школы респондента.
Богатую пищу для размышлений о духовном мире старшеклассников дает анализ ориентаций, установок по поводу будущей учебы и работы. К вышеназванным симптомам «болезни» нынешних абитуриентов добавляются другие: безусловное, абсолютное доминирование интересов материального благосостояния (прямо как по Марксу) над всеми остальными.
Так, абсолютно ведущей приоритетной причиной (из трех наиболее важных) поступления в вуз респонденты считают то, что вуз должен «открыть путь к достойному материальному положению». Так считают до 85% всех опрошенных, ориентированных на поступление в экономические менеджериальные вузы, в том числе ведущие. Безусловное доминирование сугубо материального интереса проявляется и в выборе наиболее важного критерия оценки вуза. Приблизительно 70% +_7%) всех опрошенных абитуриентов отметили важность «востребованной специальности, открывающей путь к успеху, материальному благосостоянию».
Нравственный портрет нашего старшеклассника выходит крайне сложным и противоречивым. Возникает ощущение, что в семье, школе, обществе в целом осознанно или неосознанно (скорее неосознанно) идет формирование человека, способного (ради материального успеха) пренебречь устоями, моральными основами общества.
Комментарии