search
main
0

Выбор богатый Главное – не шарахаться из стороны в сторону

Разнообразие учебников и книг для общеобразовательной школы, безусловно, является одной из позитивных примет нашего времени. Но проблема выбора учебного пособия всегда является именно проблемой, тем более трудной, что от ее решения зависит конечный результат нашей работы – уровень и качество знаний наших учеников.

Если говорить об учебниках английского языка, то основной, принципиальный выбор – это выбор между отечественными и зарубежными учебно-методическими комплектами (УМК). Сторонники последних логично аргументируют свой выбор тем, что английский язык зародился и сформировался не на бескрайних просторах нашей Родины, а все-таки в Англии. Поэтому английские учебники английского языка, безусловно, лучше отечественных. Оппоненты же их столь же логично возражают, что зарубежные УМК не создавались специально для России, это просто учебники для иностранцев, в них напрочь отсутствует опора на родной язык, особенно необходимая на начальном этапе обучения. В этих учебниках не учитывается ни наш менталитет, ни наша традиция обучения. Кроме того, в России существует выпестованная годами прекрасная школа изучения иностранных языков, в частности английского, и отказываться от нее по меньшей мере глупо. Я думаю, что истина, как всегда, где-то посередине. Очевидно, надо направить усилия наших специалистов на адаптацию зарубежных учебных пособий к нашей программе и к нашему менталитету.
Если же говорить о современных отечественных УМК, то многие из них созданы в рамках традиционного подхода к обучению английскому языку, обогащенного лучшими приемами зарубежных технологий. На мой взгляд, это в первую очередь серия УМК для школ с углубленным изучением английского языка издательства “Просвещение”. Эту серию учебных комплектов характеризует тематическая соотнесенность с новой программой, поэтапное и взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности (чтению, письму, аудированию, говорению) и опора на родной язык, особенно на начальном этапе обучения.
Отличительная особенность УМК для 5-7-го классов – коммуникативная направленность обучения. Объем знаний и умений, заложенный в УМК данной серии, сориентирован на общеевропейский стандарт, в соответствии с которым выпускники школ данного типа должны быть в состоянии сдать экзамен международного образца “First Certificate English”. Этот экзамен предполагает весьма обширные и глубокие знания в области лексики и грамматики английского языка, достаточно высокий уровень владения умениями и навыками аудирования, говорения, чтения, письма. Основы этих умений и навыков закладываются в первых учебниках данной серии. Знакомство учеников с системой времен в рамках действительного и страдательного залогов фактически завершается в УМК для 7-го класса. (О.В.Афанасьева, И.В.Михеева. Английский язык. УМК для 7-го класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей. Москва, “Просвещение”, 2000). В данном комплекте наряду с грамматическими упражнениями представлены прекрасные лексические упражнения (чего так часто не хватает в зарубежных учебниках!). Причем лексика используется очень современная, особое внимание обращается на синонимы, в частности на их дифференциацию, и на стилистические различия слов, что является несомненным плюсом. Другим положительным моментом данной серии вообще и УМК для 7-го класса в частности является занимающий существенное место так называемый социокультурный компонент, хоть и модный, но действительно очень важный сейчас. Что, на мой взгляд, несколько выделяет УМК для 7-го класса среди своих собратьев, так это большое, я бы даже сказала, избыточное количество упражнений. Этот принцип избыточности очень полезен: учитель может выбрать те задания, которые считает необходимыми, а может и выполнить со своими учениками все задания. Во всяком случае учителю не придется искать дополнительный материал, как это часто приходится делать при работе с другими комплектами, особенно с зарубежными. Но в одном импортные учебники все-таки выигрывают: полиграфия издательства “Просвещение” оставляет желать лучшего. Конечно, сделан шаг вперед, но яркие, с прекрасными иллюстрациями импортные учебники завораживают. И не только детей.
Получив свободу выбора, мы получили и груз ответственности перед своими учениками за правильность этого самого выбора. Самое главное при решении проблемы выбора – не шарахаться из стороны в сторону, работая год по Афанасьевой, год по учебнику “Blueprint”, год еще по чему-либо. Выбирать нужно сразу всю цепочку, последовательную и логически выстроенную. Сделать выбор по подсказке нельзя, но прислушаться к чужому мнению можно.

Наталья ФЕДОТОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте