Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Выбор без проблем. Преимущества комплекта очевидны

Учительская газета, №40 от 5 октября 2004. Читать номер
Автор:

Современный учитель поставлен сейчас перед проблемой выбора учебника, по которому он сможет наиболее продуктивно работать. Книга должна соответствовать разнообразным требованиям: быть научной, понятной, красочно оформленной, содержать материал, соответствующий стандартам образования. В последнее время издательства предлагают множество учебников по физике для старшего звена школы: это переизданные учебники Г.Я.Мякишева, к которым наши учителя привыкли; С.В.Громова, логически завершающие основной концентр обучения физике; Л.И.Анциферова для гуманитарных классов; А.А.Пинского для углубленного преподавания физики. Как сориентироваться в данном разнообразии? На что обратить внимание при выборе? Ответ должен быть вполне определенным: учитель выбирает не учебник, а необходимый для его работы учебно-методический комплект.

Большинство школ России в старшем звене работают сегодня по УМК В.А.Касьянова «Физика 10, 11», выходящему в издательстве «Дрофа». Комплект включает в себя не только учебники, но и методические рекомендации для учителей, тетради для лабораторных работ, поурочное тематическое планирование, рассчитанное на 2-, 3-, 5-часовое преподавание физики. В Костроме по нему работает более 70% школ. Естественно, что любой переход на новые книги и программы сопряжен с определенными проблемами: учителю необходимо осваивать новую программу, изменять технологию преподавания предмета и даже иногда заново изучать материал. Эти трудности, естественно, относятся и к учебникам Касьянова, однако, проработав однажды данный учебник, облегчаешь себе дальнейшую работу по нему. Явные преимущества данного комплекта привлекают на свою сторону все большее число союзников.

Информационно-учебный материал отличается разнообразием, смысловой глубиной и насыщенностью. Учителю и ученикам нет необходимости обращаться к дополнительной литературе.

Книги внешне прекрасно оформлены, имеют богатый иллюстративный материал. Очень хорошо то, что в учебнике 11-го класса появились цветные вклейки, а не только двухцветные иллюстрации.

Особенно ценно составленное автором поурочное планирование для различной учебной нагрузки. Это дает возможность применения данного учебника в классах с углубленным изучением отдельных дисциплин, в частности физического профиля (физико-математического, технического, естественнонаучного), содержание учебников рассчитано на развитие логического мышления школьников, не дает им готовых ответов на поставленные вопросы, заставляет рассуждать, анализировать и обобщать изучаемый материал.

Особо хочется отметить, что ученики старших классов наконец получили тетрадь для лабораторных работ. Она содержит описание опытов, которые можно проводить, используя небогатое школьное оборудование. При этом дети могут не отвлекаться на оформление и запись работ и экономят время для проведения практической части.

Включение Костромской области в 2002-2003 учебном году в эксперимент по проведению ЕГЭ привело нас к необходимости сопоставить содержание предлагаемых учебников по физике с содержанием не только проекта государственного стандарта по предмету, но и контрольно-измерительных материалов к экзамену. Оказалось, что практически только учебники Касьянова полностью соответствуют и стандартам, и КИМам.

Чтобы избежать сложностей при переходе на новые учебники, у нас в городе была спланирована работа по изучению УМК Касьянова: совместно с издательством «Дрофа» уже второй год проводятся тематические семинары-встречи с автором. Здесь очень подробно рассматриваются теоретические и методические основы построения курса физики, изучаются особенности преподавания различных тем. Работа учителей на этих семинарах способствует тому, что ликвидируется непонимание между авторской логикой изложения материала и уже привычными рассуждениями педагога, происходит совместная работа по освоению нового учебника. Как сказал один учитель: «Через год на пенсию, но пока полностью учебник не проработаю и не пойму – буду работать!» Значит,игра стоит свеч!

Наталия ШАБАЛКИНА, методист городского методического центра управления образования, Кострома


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту