Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Выбирайте энергичные методики». Евгения КОРОЛЬКОВА, старший научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания, кандидат исторических наук, председатель жюри номинации «История и обществознание»

Учительская газета, №1 от 13 января 2004. Читать номер
Автор:

Нужно отметить, что практически все учителя обществознания переходят на новые технологии обучения, заставляющие ребенка самостоятельно размышлять, и уходят от традиционных методик, основанных на принципе: «Учитель – главный на уроке». Конкурсанты владеют личностно-ориентированными, активными и интерактивными методиками обучения. Не было ни одного урока, построенного только на вербальном общении, объяснении нового материала в форме традиционной лекции.

Мне очень понравился урок Елены Киселевой из Воронежской области. С ее стороны было смело выбрать именно 3-й класс. С точки зрения технологии передачи знаний, манеры непринужденного, доверительного общения с детьми, уважения к личности ребенка урок был неповторим. Третьеклассники были в восторге.

Наглядностью материала, символикой привлек урок псковского историка Наталии Соколовой.

Первое место мы отдали Сергею Шарову, преподавателю из Саратова. Было понятно, что человек владеет предметом. Ему хватило двадцати минут, чтобы показать учащимся, чем современная цивилизация, уровень ее развития отличаются от предшествующих. Был разрушен барьер между незнакомым учителем и классом. Урок прошел интересно и непосредственно. Это очень важно, потому что на некоторых уроках учителям, к сожалению, не удавалось «завести» класс. Педагог и ученики работали вразнобой. Сергею Олеговичу это удалось. Создавалось впечатление, что беседуют не учитель с учениками, а сверстники, друзья.

Недостатки уроков предметной номинации были связаны прежде всего с тем, как использовались технологии преподавания. Все-таки конкурс – это умение за 20 минут продемонстрировать еще и себя. Если ребята 10 минут выполняют групповое или индивидуальное задание, в это время работа учителя не видна. Для конкурсного урока такой сценарий не выигрышный. Будущим конкурсантам я бы посоветовала при подготовке урока продумать его ход, представить, как они сами будут выглядеть в тот или иной момент. Конечно, групповая работа возможна, но она не должна занимать более 3 минут. Другое дело, если осуществляется проектная деятельность… Но это тоже не совсем подходит для конкурсного урока. На нем, я думаю, лучше использовать энергичные методики, включающие в работу и учеников, и учителя.

К сожалению, были конкурсанты, не владеющие материалом, чьи уроки внесли путаницу в головы ребят. Не всегда приводились яркие, понятные детям примеры, некоторые вещи были притянуты буквально «за уши».

Не у всех педагогов содержание урока отвечало поставленной теме. Возможно, это связано с тем, что многообразие методической литературы, хорошие учебники, теоретические исследования и разработки, с которыми работают московские, питерские педагоги, недоступны учителям из других уголков России. Не часто туда приезжают и специалисты с лекциями, библиотеки не всегда располагают справочной литературой, иллюстративным, дидактическим материалом. Это беда российской провинции. С другой стороны, несмотря на отдаленность от крупных образовательных центров, у педагогов есть огромное желание узнать что-то новое.

Меня лично приятно удивило, что участники знают выдающихся ученых прошлого и современности, и не только по именам, но и по их трудам.

Показатель мастерства учителя – четкий план того, что он хочет показать за 20 минут. На конкурсном уроке, я думаю, можно и не рассматривать всю тему. Нужно выбрать небольшой фрагмент, позволяющий раскрыть мастерство педагога.

Многое зависит от того, как учитель сформулировал свою педагогическую цель. Хочу отметить, что сделать это на конкурсном уроке сложнее, чем на обычном школьном: времени меньше, класс незнакомый. Мешает и то, что участники не знают уровня подготовки ребят. Поэтому нужно отобрать в интерактивной методике элементы, позволяющие четко донести мысль учителя и авторов учебника до учащихся.

Конечно, преподавателю проще найти подход к младшим школьникам, у которых еще сохраняется детская непосредственность, желание ответить, интерес к уроку и учителю. Старшеклассники более закрыты, от них труднее добиться искренности. Лучше всего это получилось у Бато Цыдыпова из Бурятии и Наталии Соколовой.

Радует, что в нашей номинации использовались инновационные технологии. Если сравнивать предметную номинацию «История и обществознание» и проблемную «Гражданское и патриотическое воспитание», я считаю, что учителя лучше показали себя именно как предметники.

Записала Анна КИСЕЛЕВА


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту