Одной из важнейших задач в сфере образования была и остается разработка механизмов аккумулирования интеллектуальных, материальных и кадровых ресурсов учреждений различных ступеней образования. Для этого в 2013 году в Северо-Восточном округе началась работа по созданию сетевого взаимодействия для решения задач непрерывного образования «МГУПС – школы Северо-Востока».
Основу взаимодействия школьного и вузовского образования должны составлять представления о среднем образовательном учреждении и вузе как двух равноправных партнерах, усилия которых направлены на решение общих задач. Нам кажется, что эта задача заключается в ревизии содержания предметов обучения и их оптимального перераспределения между школой и вузом, совместной разработки новых форм обучения школьников в интересах приобщения их к самообразованию на более ранней стадии обучения, применении новых образовательных технологий. Современные требования к качеству образования задают необходимость обеспечения доступа учащихся к передовым знаниям – в таком залоге рассматривается развитие партнерства Московского государственного университета путей сообщения и десяти школ СВАО. В сетевое взаимодействие также были вовлечены гимназия №1572, школы №1956, 237, 242, 259, школа с углубленным изучением английского языка №1414.К моменту начала проекта в гимназии №1572 был накоплен значительный потенциал, обусловливающий готовность участников к выполнению поставленных задач. В настоящее время на базе гимназии отрабатывается пилотный проект введения физико-математического профиля, в 2013 году сотрудники гимназии провели летнюю физико-математическую школу для учащихся 4-7-х классов. В рамках этой школы дети обучались способам открытия новых источников знания, способам работы с экспертным сообществом, а также работе по развитию способности мышления, в первую очередь направленного на самостоятельное переоткрытие открытий.Основным ресурсом создания физико-математического профиля в гимназии №1572 стала отработка модели образовательного комплекса, заложенной в программу развития ОУ на 2013-2017 годы. Гимназия стала пилотной школой по экспериментальной апробации эффективной модели процесса становления и развития компетентностной образовательной среды в рамках ФГОС НОО, с сентября 2012 года – пилотной школой по внедрению ФГОС в 5-х классах, а с 2013 года участвует в экспериментальном проекте по разработке ФГОС старшей ступени образования. Ведущей целью модернизации современного образовательного процесса мы считаем формирование у учащихся универсальных учебных действий посредством освоения и внедрения инновационных технологий. В 2011 году гимназии присвоен статус Ресурсного центра Департамента образования по ФГОС НОО. С 2008 года гимназия – официально зарегистрированная ассоциированная школа ЮНЕСКО, что свидетельствует об имеющемся опыте сетевой работы с разными партнерами. Все это позволило гимназии №1572 стать базовым учреждением сети и координатором сетевого взаимодействия.Деятельность организаций, входящих в сеть, осуществляется на основании договоров и совместно разработанных документов. На первом этапе проекта участники определили основные задачи, которые должны были быть решены в ходе работы: сокращение разрыва между дошкольным, начальным, средним и высшим образованием, развитие инновационной системы научно-методического сопровождения физико-математического профиля, разработка рабочих программ по приоритетным предметам – физика, математика, информатика, повышение квалификации учителей. Для этого были созданы инициативные группы преподавателей МГУПС и школ сети, регулярно собиравшиеся на базе университета. Учителям и сотрудникам вуза необходимо было сформировать среду творческого общения, выработать общий подход и механизмы взаимодействия. Ведь задача заключалась не только в том, чтобы создать курс углубленного изучения учебных предметов, но и во внедрении в учебный процесс инновационных технологий, позволяющих раскрыть и поддерживать индивидуальные способности учащихся.В течение нескольких месяцев проводилось тьюторское обучение учителей в ходе проблемных семинаров и круглых столов, мастер-классов в учебных лабораториях и лекционных аудиториях МГУПС, а на собраниях рабочих групп анализировали проблемы профильного физического, математического и информационного образования в школах СВАО и вырабатывали пути их устранения. Участие в работе сетевого объединения позволило учителям общаться друг с другом, решать острые вопросы и повышать свой профессиональный уровень. Результаты девятимесячной работы говорят о том, что участники подошли к процессу всерьез: уже разработаны и реализуются рабочие программы по физике, математике, информатике (углубленный курс, 9-11-й классы) и система их модульного наполнения, создан электронный учебник по информатике, проводятся лекции и семинары как в очном, так и дистанционном формате. Учителя гимназии и других школ сети прошли курсы повышения квалификации в МГУПС.Уже на этапе создания сетевого комплекса было очевидно, что необходимо создать возможность быстрого доступа к образовательным услугам как для учащихся школ, так и для педагогов, на специально созданном портале были размещены записи вебинаров, электронный учебно-методический комплекс рабочих программ по приоритетным направлениям взаимодействия с возможностью их дистанционного освоения, система консультаций для учителей и учащихся школ СВАО. За первый месяц работы портала его посетили более 3000 человек. Значительный ресурс, использующийся в сетевом взаимодействии со школами, сконцентрирован в инновационной лабораторной базе МИИТа для проектно-исследовательского обучения в сфере транспорта. Для инициаторов проекта было важно не просто дать школьникам передовые знания, но и научить применять их, использовать для построения личной образовательной трассы, пользоваться при выборе будущей профессии. В гимназии №1572 были проведены две конференции для ребят, которые уже интересуются фундаментальной или прикладной наукой – «Математика: знание и реальность» и «Наука МИИТа – транспорту. Творчество юных». В этих конференциях принимали участие учащиеся 5-11-х классов школ Москвы. Работы школьников рассматривали эксперты из разных областей науки и практики: их основной задачей была не столько оценка уровня предметных знаний, сколько поиск способов развития каждого исследования или проекта. Нам обеспечен доступ в лаборатории МИИТа, где мы можем проводить опыты и эксперименты. Сначала замысел научной работы обсуждается в гимназии в детско-взрослой группе с учителем, дальше мы консультируемся с преподавателем вуза, потом можем провести опыт в лаборатории. С помощью преподавателей МГУПС и других экспертов мы реализовали такие проекты, как получение в лаборатории биотоплива и создание макета транспорта на магнитном подвесе. Эта подготовительная работа позволила нашим ребятам принять участие во Всероссийском форуме «Месторождение талантов», который проводился по распоряжению Президента России Владимира Путина полномочным представителем президента в Центральном округе.Нам бы хотелось, чтобы сетевая работа в дальнейшем продолжалась и развивалась – в частности, чтобы физико-математическое направление охватывало ребят с седьмого класса, чтобы такое интересное и перспективное образование начиналось в то время, когда многие теряют интерес к учебе.В гимназии есть много идей о том, как можно использовать сеть школ для развития образования в области искусства и культуры: например, каждая школа может выбрать какую-то страну и оформлять коридоры репродукциями известных художников, устраивать раз в месяц «День искусства» и готовить выступления для учеников других школ.Старшеклассникам кажется очень важной работа с родителями – родители могут слушать онлайн-лекции о возрастной психологии, о том, как помочь их детям справляться с трудностями подросткового периода, как участвовать в семинарах по профориентации и выбору профессий. Ведь это очень важно, чтобы родители понимали, что дети делают в школе, в чем участвуют, что ждет их детей за ее стенами и как им перейти мостик из школы в вуз не только с точки зрения поступления, но и психологически. Галина ЛОГИНОВА, заслуженный учитель РФ, директор гимназии №1572
Комментарии