«Педагоги – это люди, которые все отдают детям: душу, сердце, здоровье, личное время, которые зачастую становятся для ребятишек и отцом, и матерью», – так сказал кто-то из классиков. Это и в самом деле так, поэтому работа педагогов с каждым годом становится все сложнее, поэтому молодым учителям нужно помогать тогда, когда они делают первые шаги, чтобы не разочаровались в профессии, чтобы не дрогнули, чтобы не отступили, не ушли из системы образования.
В последнее время многие учебные округа большое внимание уделяют не только привлечению молодых специалистов в образовательные учреждения города, но и профессиональному росту начинающих учителей. Этому во многом способствует организация всевозможных конкурсов, в которых молодые учителя участвуют наравне с более опытными коллегами. Но в некоторых округах устраивают конкурсы специально для учителей, начинающих свою профессиональную деятельность. Например, в Центральном – это конкурс «Поколение будущего», в Западном – «Молодые – молодым», а в Юго-Восточном – «Проба пера». Состязания эти во многом стимулируют работу молодых педагогов, помогают им влиться в образовательный процесс, осознать себя как учителей. К тому же такие конкурсы занимают важное место в становлении человека как личности. У каждого конкурса своя специфика, но цель одна – выявить лучших молодых учителей, которые со временем смогут не только достойно представлять Москву в общероссийском конкурсе «Учитель года», но и будут делать все, чтобы образовательный процесс был качественным и интересным.
В Юго-Восточном учебном округе серьезным стимулом для совершенствования начинающих педагогов стал конкурс «Проба пера», который проводит управление образования при поддержке окружных советов молодых директоров и молодых специалистов, научно-методического центра. Состязание проводится по аналогии с городским конкурсом «Учитель года». Можно сказать, для многих участников он становится первой ступенькой в профессиональном росте молодого педагога. Конкурс помогает справиться с распространенной среди начинающих специалистов психологической проблемой – неуверенностью в своих профессиональных способностях, боязнью выступать перед более опытными коллегами. Кроме того, в процессе конкурсных заданий молодые учителя делятся своими профессиональными наработками, завязывают важные и интересные знакомства, которые помогают справиться с трудностями, неизбежно всплывающими в ходе работы. Часто у начинающего специалиста возникает чувство одиночества, ощущение беспомощности, а конкурс очень сближает участников, помогает понять, что молодой педагог – часть большого коллектива, который хочет и может оказать поддержку. А это так важно знать начинающему специалисту!
Конкурс «Проба пера» проводится в Юго-Восточном округе второй раз. Если в прошлом году в нем участвовали 28 молодых специалистов из 19 школ Юго-Востока, то в этом году было подано около 40 заявок на участие. Все это говорит об эффективности конкурса, ведь победитель получает первую квалификационную категорию, и о возрастающей активности начинающих педагогов.
Состязание проводится в три этапа. При подготовке к конкурсу учителя на время превращаются в студентов и выполняют «домашнее задание» – пишут эссе на тему «Я – учитель школы будущего». Следующий этап предполагает разработку творческого проекта самопрезентации. По итогам двух заданий количество участников сокращается, и ко второму этапу – урок по своему предмету в незнакомом классе – допускаются уже не все. А после заключительного этапа конкурса – урок не по своему предмету, в котором участники должны проявить смекалку, выдержку, умение выходить из затруднительных ситуаций, – остаются три победителя. Они-то и делят между собой призовые места в зависимости от количества баллов, набранных за время конкурса.
Победительницей прошлого года стала Наталья Глазкова, учитель математики центра образования №1420, второе место заняла Анна Жучкова, выпускница МГПИ, учитель английского языка начальных и средних классов школы
№ 2010, на почетном третьем месте – Екатерина Логинова, учитель хорового пения школы №488.
Конкурс «Проба пера-2007» сейчас в самом разгаре. Оценивает его компетентное жюри, в состав которого входят как теоретики, так и практики, а также альтернативное жюри, состоящее из участников подобных конкурсов прошлых лет. Жюри конкурса возглавляет директор школы №430 Роман Александров.
Молодые учителя, участвующие в нынешнем состязании, рассказывают о своем участии с большим интересом. Они уверены, что проведение подобных конкурсов повышает статус учителя, выявляет и распространяет передовой опыт работы, развивает творческий потенциал, а еще формирует банк методических идей для дальнейшей практической работы.
Конкурсы, организованные специально для молодых специалистов, очень важны. Совету молодых учителей ЮВАО сегодня кажется, что было бы замечательно на городском уровне организовать конкурс начинающих педагогов, подобный «Пробе пера». Это подготовит молодых учителей к покорению все новых и новых вершин.
Комментарии