search
main
0

Вы мой огонек в кромешной ночи Написала девочка своей учительнице, которая ее не только учила, но и кормила

Есть такое выражение: “школа – второй дом”. Дом, где ребенка учат уму-разуму, где учителя пекутся, чтобы он вырос грамотным, культурным, воспитанным человеком. Перестройка все перевернула вверх дном. А школа так и осталась для детей родным пристанищем. Некоторые ребятишки каждый день прибегают туда с самого утра, даже если учатся во вторую смену: учителя и повара знают, кто из девчонок и пацанов голодает, потому и не отказывают в куске хлеба. Школа сегодня – приют обездоленных, бедных детей. Родной дом, где накормят, обогреют и даже оденут. Для многих школьников педагоги – единственные люди, кого волнует их жизнь, их судьба.

Галя училась в десятом классе, когда ее родители начали попивать. Молчаливая по натуре, она никому ни о чем не рассказывала. Да и как расскажешь – стыдоба-то какая. Мать вскоре вообще уволили с работы. Но веселились они с отцом напропалую, каждый день. В доме не было света – отключили за неуплату, никаких запасов продуктов. Частенько было, что Галина ела всего один раз за день – в школе.
А успевала по школьным предметам хорошо. Была у нее заветная мечта – поступить в институт, на факультет иностранных языков, и уехать навсегда из родного дома, подальше от опустившихся родителей. Директор Боровичанской средней школы Сафакулевского района Марьям Абдрахимова видела, как старается девочка, знала и о том, что родители ее пьющие. Стала заниматься с ней индивидуально, она – учитель немецкого языка. Приглашала Галю к себе домой, оставляла ночевать – дочка-то у нее уже получила высшее образование и уехала учительствовать в город.
Закончила Галя школу с серебряной медалью. Поступила в Курганский госуниверситет на факультет иностранных языков, учится сейчас уже на третьем курсе. Большую помощь оказал ей на первых порах центр немецкой культуры в Кургане, снабдил одеждой. Людмила Зубарева, его руководитель, взяла девушку под свой личный патронаж. И это не первый случай, когда центр спасает детей от деградировавших родителей. Одна из них живет и работает учителем в Башкирии. И пишет Людмиле Борисовне, что считает ее мамой.
И Марьям Гайнановне студентка Галина шлет теплые письма со словами признательности: “Мы победили! …У меня порой не было сил, чтобы учить уроки, потому что в доме не было никакой еды, но вы верили в меня, и я не могла вас подвести. Вы стали моим огоньком в кромешной ночи, вселили надежду. Я постараюсь стать настоящим человеком. А в тот ад, в котором жила, не вернусь никогда”.
Другая девочка из этого же села двенадцатилетняя Оксана вела дневник, в котором делала такие записи:
“10 октября. Сегодня папка обменял последнюю картошку на водку. Есть нечего”, “11 октября. Родители целый день спят вповалку после пьянки. Я ничего опять не ела”. Когда читаешь эти строчки, на память приходит известный всему миру дневник Тани Савичевой из блокадного Ленинграда. Но тогда была война… Разве можно было представить, что подобное повторится в мирное время, шестьдесят лет спустя. И не в единичном случае, а массовом масштабе!
Семиклассница Оля и первоклассница Света тоже оказались при живых родителях без тепла и заботы. Их забрали к себе учителя. Их и еще двух таких же бедолаг в начале учебного года (ситуация всплыла во время подворного обхода учеников) всем миром собирали в местный дом отдыха “Сосновая роща” для поправки здоровья. Учителя купили им мыло, зубную пасту, полотенца – ничем из перечисленного они давно уже не пользовались. Одежду из дома принесли.
Уже стало правилом: как только становится известно, что вот в этот день выдадут зарплату в совхозе – боровичанские учителя обязательно идут в дом того ученика, у которого родители злоупотребляют спиртным, чтобы проконтролировать, купили ли они продукты. Иногда даже забирают часть денег у родителей и хранят их в школе.
Так же поступают и с продовольственными пайками, которые малообеспеченным выдает служба социальной защиты семьи. Их попросту хранят в школе и выдают по частям, чтобы нерадивые мамы и папы не смогли поменять на самогон. Ведь до чего допились: половые доски продают из собственного дома, подушки. Одна учительница, собравшись посетить семью ученицы, прихватила с собой продукты, чтобы покормить, если та голодная. Так каково же было ее удивление, когда в доме она не обнаружила ни одной чашки!
Семиклассница Наташа, наголодавшись, приспособилась припрятывать полученные продукты и готовить еду для себя и для брата у соседей, чтобы пищу “папашка” не забрал на закуску.
150 детей учатся в Боровичанской школе, из них 15 мальчишек и девчонок из семей, в которых им голодно и холодно.
– Семьи спиваются, – говорит Марьям Абдрахимова, по совместительству председатель комиссии по делам несовершеннолетних. – С работой проблемы, зарплату работникам совхоза не выплачивают. Видимо, не каждому под силу справиться с трудностями… А самое страшное, что матери пьют. Приходишь к ним, а они дверь на крючок да от прокурора санкцию требуют.
А сколько у нас семей, где плодят детей с серьезными отклонениями в здоровье, с пороком сердца, слабоумием, за которыми потом не ухаживают. Начинаешь говорить о лишении родительских прав, а “мать” заявляет: “Забирай, еще рожу”. Она живет, пьет на пособия. До сердца, до совести там уже не достучаться. Но мы, учителя, в отличие от таких горе-матерей не можем равнодушно смотреть на детей, не можем оставить их без защиты.
…Когда в сельской школе заметили эту беду, то сразу же стали изучать сложившееся положение. И такая им открылась картина: в 1996 году полных семей было 82, а неполных – 18 процентов. В 1999 году соответственно 76 и 24 процента. Что-то надо было предпринимать. Причем Марьям Гайнановна чувствовала, что одни разговоры на родительских собраниях не помогут.
Педагогический коллектив срочно начал рыться в литературе. Ездили они на курсы в институт повышения квалификации, проводили педсоветы. И решили начать с пап. Собрали их на конференцию. Потом на “круглый стол” вместе с сыновьями. Разговор состоялся серьезный. О том, как подготовить юношей к службе в армии, какие кружки можно организовать с помощью отцов, чтобы приобщить парней к технике, отвлечь от дурных помыслов.
И дело пошло! Спортивные праздники, слеты отцов, конкурсы типа “Сделай вместе с папой”, сочинение на тему “Я горжусь своим папой”, День семьи, регистрация новорожденных. Чего только не навыдумывали!
Одновременно с организацией общих дел для родителей и детей педагогический коллектив стал думать над системой школьного самоуправления. Была создана президентская республика, в которой есть министры образования, культуры, порядка и дисциплины, труда, спорта. Все они – ученики школы. Стала регулярно выходить детская газета “Голос школы” тиражом 5-6 экземпляров, рассказывающая об учебе, о хороших родителях, о мероприятиях, проводимых в школе. Один из номеров обязательно вывешивается в совхозной конторе, и читателей около нее всегда много.
Село Боровичи расположено в 240 километрах от областного центра и в 40 – от районного. Дороги ужасные. Сафакулевский район – один из бедных в области. Уже давно бездействует сельский клуб, закрыта библиотека. Школа – единственное место, где можно пообщаться, культурно отдохнуть. Открыта до 10 вечера! Работают спортивные секции, в которых двое на всю школу мужчин (учителя основ безопасности жизнедеятельности) увлекли ребят баскетболом, футболом, хоккеем. Пацаны из неблагополучных семей к ним тянутся. Мальчишки эти активные, если оказать им внимание, подбодрить, поддержать. Но если бросит их школа на произвол судьбы, то вероятнее всего, что повторят они безрадостную судьбу своих родителей.
Но Боровичанская школа их не бросила. Здесь жизнь кипит. Здесь стараются обсуждать все волнующие темы. От предмета “Этика и психология семейной жизни” не отказались, на классных часах часто проходят беседы о нравственности, достоинстве, уважении к друг другу. И, видимо, что-то откладывается в душе… Когда девятиклассница Надя родила ребенка, никто не только не осудил ее. Она растила малышку и продолжала учиться. Среднее образование получила, и выпускной бал у нее был счастливый!
Все до единого ученика Боровичанской школы доходят до финиша и получают аттестат зрелости. На памяти Марьям Гайнановны две ученицы из неблагополучных семей закончили школу с медалями. А сколько радости было у Миши, живущего с матерью-выпивохой, когда он занял первое место по физике на районной олимпиаде. И все благодаря его трудолюбию и опеке, заботе, беспокойству учителя. Кстати, директор Мишину мать несколько раз на работу на свое горе брала сторожем, техничкой. Так она то звонок неправильно даст, то еле тепленькая в школу заявится…
– Накануне учебного года обязательно обходим семьи наших ребяток, – рассказывает Марьям Гайнановна, – узнаем, кому нужно помочь с учебниками, кому – с одеждой, письменными принадлежностями. Сельчане нам сообщают, что вот, дескать, Соснины последних гусей продали и гуляют, а недавно пришла бабулька (у нее на опеке внучка) со своей бедой: “Курей украли”. Тут и участкового приходится подключать.
– К сожалению, наших усилий недостаточно, – печально констатирует Абдрахимова. – Надо всем миром искоренять зло. У нас же пока складывается по-другому. Кто-то пьет, а кто-то на этом горе наживается. Вон некоторые пенсионеры поправили свое финансовое положение, торгуя самогоном. Причем берут оплату и ведрами, и газовыми баллонами, и живностью. Думаете, они не знают, что дети пьянчуг сидят голодными? Знают, только глаза закрывают. Своя рубашка ближе к телу. Такого раньше в селах не было…
Да тут еще чужаки… Когда появилась возможность продавать квартиры, то ловкачи из Челябинска покупали у пьяниц благоустроенное жилье, а “втюривали” им домик в деревне. Но приезжие хозяйство не заводят, аморальный образ жизни ведут. Только “засоряют” деревню, и без того спившуюся. С предложением к нашим депутатам выходила о принятии мер, но ничего не вышло. Одна только школа – луч света в темном царстве…
В области работу боровичанских педагогов заметили, школа стала экспериментальной площадкой со статусом “школа семейного воспитания”. К ее педагогам едут за опытом.

Валентина ШАЛАЙ

Курганская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте