Мой немецкий коллега авторитетно провозглашает при первой встрече: «Вся система образования нуждается в реформе! Педагоги должны объяснять учащимся любого возраста, для чего им нужен их предмет, как он пригодится им в дальнейшей жизни. Можно выучить все грамматические правила в любом языке, но это не значит, что человек сможет свободно общаться». В дальнейшей беседе выясняется, что он сам никогда не преподавал, но зато знает, как надо правильно учить. «А-а-а!», – как говорят англичане.
В его декларации есть зерно истины, однако заметно отсутствие опыта непосредственного взаимодействия с учениками, студентами. Я согласна с тем, что знание грамматики не гарантирует умения понимать и говорить. Мой собственный пример это подтверждает. В настоящее время, например, немецкий и французский языки, которые я когда-то давно изучала в МГУ, нужны мне для устного общения. Видимо, многолетний стаж работы с английским языком и возраст уже не позволяют мне запомнить все оттенки, все грамматические формы двух иностранных языков. Я исхожу из того, что они мне и не нужны. Во-первых, мои собеседники прекрасно знают, что я иностранка. Во-вторых, я предупреждаю их о том, что несильна в грамматике. В-третьих, я давно выработала в себе защитный механизм, у меня нет страха перед ошибкой, отсутствует языковой барьер. Кстати, не надо думать, что данный барьер характерен только для наших соотечественников. По статистике, худшими лингвистами Европы являются жители Соединенного Королевства. Считается, что весь мир сейчас изъясняется по-английски, поэтому у англичан и нет стимула учить иностранные языки. Однако суровая действительность ежедневно развеивает мифы. Много раз я наблюдала одинаковую картину: англичанин, американец уверенно обращаются к немцу или французу по-английски, получают в ответ немецкое «Ich ferstehe nicht» или классическое галльское пожимание плечами и полностью теряются.
Перед любой поездкой, встречей я смотрю уроки по сайту YouTube, читаю новости на соответствующем языке, подучиваю ключевые фразы. Мешает смешная деталь: в годы учебы в университете, видимо, в меня накрепко вбили фонетику, правильное произношение. Услышав мой приличный прононс, собеседник делает ошибочный вывод о моем уровне знаний и часто выдает радостную тираду, которую я понять не могу. Но я могу выразить свое мнение по любой обсуждаемой теме и понять ответы или вопросы. Никого не волнует тот факт, что я не способна запомнить склонение немецких артиклей или род французских существительных. Если у меня в голове не всплывают вспомогательные глаголы, я предлагаю вариант: говорю в настоящем времени. Если имею в виду прошлое, вставляю «вчера», а для будущего времени, естественно, использую «завтра». Иными словами, если есть взаимное желание понять друг друга, найдутся средства добиться цели. Важно помнить: мы общаемся с людьми, которые не говорят по-русски. Даже если мы сделаем ошибку в каждом слове, нам будут благодарны за умение установить контакт.
В немецкой прессе сейчас обсуждают уровень знаний и умений учителей. Почему? Согласно данным, опубликованным на уважаемом новостном сайте Deutsche Welle (www.dw.com), половина мигрантов проваливаются на экзаменах по немецкому языку и правилам интеграции в европейское общество. Потрясает статистика: половина из провалившихся – это больше ста тысяч человек. Приводятся характерные фотографии: у доски стоит пожилая учительница, а перед ней сидит огромная группа молодых мужчин… Сообщается также, что большая часть вновь прибывших не то что никогда не ходили в школу, многие из них оказались неграмотными. Думаю, проблема не в учителях, даже если существенное количество педагогов-пенсионеров власти попросили выйти обратно на работу. Интересно было бы посмотреть содержание тестов и критерии оценки. Обычно в западной системе сдавшим любой экзамен считается тот, кто набрал не менее 64% правильных ответов.
К счастью, мы пока не сталкиваемся с вызовами, перед которыми внезапно оказались наши европейские коллеги. Читая их новости, иной раз хочется перекреститься. Любой опытный педагог прекрасно знает, что происходит с уроком, с учебным планом, если в классе уже есть или внезапно появился новый ученик, имеющий отклонения в психике, в умственном или физическом развитии. Но, по крайней мере, они все являются частью единой системы образования, ходят в школу, худо-бедно умеют читать, писать и говорить. Стандарты образования в любой стране рассчитаны на мифического среднего ученика, который должен усвоить, и такого же мифического среднего учителя, который должен обучить. Мы должны дать, они должны взять. Но мы работаем не в стандартах, а в реальной жизни. В любом классе может оказаться гений, которого нужно распознать, и отстающий или замедленный ребенок, который не может усвоить полностью учебную программу. И тому и другому нужно помочь. Это возможно при наличии взаимного желания, поддержки коллег, администрации школы, родителей. Однако иной раз даже большого желания достичь успеха бывает недостаточно.
Есть такая старинная мудрость: если кролика насильно кормить травой, он умрет. Постараемся не превращать наших детей в подопытных кроликов. Как-то раз мудрая пожилая учительница, вздыхая, сказала мне: «Посмотри на Машу, хочет, старается, и я готова вложить в нее все, но класть-то некуда!» Она также рассказала мне, что много лет назад в ее классе училась мама этой девочки. Тот же характер, такое же сильное желание учиться и те же проблемы. Но школу та мама окончила при помощи и поддержке со стороны учителей и собственных родителей, поступила в физкультурный институт, стала успешным тренером. Иными словами, отсутствие высоких оценок не помешало ей добиться успеха в жизни.
Беседуя с родителями, которые сетуют на то, что сын или дочь не хочет идти по их стопам, я всегда отвечаю им одинаково. Вот очередная мама переживает, что она и ее муж окончили школу с медалями, а дочка еле-еле сдает все предметы на тройки. Кем она хочет быть, какие у нее мечты? Бывает, что родители не знают. А дети иной раз уверенно отвечают, делятся с любимым учителем: шофером, нефтяником, дизайнером ногтей, сборщиком компьютеров, да мало ли на свете профессий! Если же говорят: «Не знаю», я спрашиваю, что их интересует, и помогаю найти в Интернете описание профессий, где требуются их навыки, как существующие, так и будущие. Главное, чтобы молодой человек по окончании учебного заведения хотел стать кем-то, а не желал болтаться без дела.
Мне кажется, в этом плане всемирное образование действительно нуждается в переменах. Важно, чтобы дети учились в школе, не боясь финальных экзаменов. Набор баллов по двадцати предметам не определяет их будущего, не дает их человеческую характеристику. Стоит подумать о том, чтобы привести отечественную систему оценок в соответствие с международной и решить, какие принять меры, чтобы обойтись без ненужных травм. Хочешь продолжить образование в вузе – должен набрать не менее определенного количества баллов или процентов по профилирующим предметам. Упрощенно говоря, тройка по геометрии не должна мешать талантливому лирику поступить в гуманитарный вуз, а тройка по истории не может быть препятствием для будущего физика при условии, что у них высокий балл по их ведущим предметам. Те, кто успешно продолжает образование, как правило, добирают знания в тех областях, которые могли провиснуть в школе. Причины бывают разные – от перегрузок, про которые у нас говорят десятилетиями, а воз и ныне там, до нелюбимого или скучного учителя.
Несколько лет назад я прочитала потрясающую формулировку – очередное нововведение: «С целью разгрузить учащихся ввести новый предмет (какое-то очередное «познание мира»), один час в неделю. Уроки должны проводиться в форме беседы, без домашних заданий». Что получилось? Сначала бурно спорили на педсовете, обсуждая две темы. Сложная: откуда взять этот час, за счет какого предмета. Добавить-то час нагрузки детям нельзя, значит, нужно отнять час от тех предметов, которые ведутся 5‑6 часов в неделю, а это предсказуемый набор: русский, математика, в некоторых школах иностранный язык. Либо обозначить что-нибудь факультативом, который по умолчанию является добровольно-обязательным. И простая тема: на кого из предметников повесить дополнительный предмет.
«Форма беседы» и «без домашних заданий» вызвали смех и комментарии на тему «Вы где живете?». Моим детям досталась суровая учительница обществознания, у которой всегда в классе царили гробовая тишина и настороженный покой. После первой недели дочка-отличница мрачно принесла тетрадку с жирной красной оценкой «4». За что? Учительница, естественно, прочитала лекцию при обычном у нее на занятиях мрачном молчании класса, дала домашнее задание – заполнить анкету. Прочитав вопросы, мы, родители, определили их как вторжение в личную жизнь. Однако мы знали, что любые возражения повлекут карательные меры в виде неудовлетворительных оценок и нотаций перед всем классом. Поэтому посоветовали детям написать краткие ответы. На вопрос «Сколько раз в неделю твои родители ссорятся?» ребенок проставил правдивый ответ – «ноль». Рядом с ним красной ручкой было написано: «Так не бывает!» И оценка снижена на балл. Я уточнила у учительницы, что вызвало такую реакцию. «По своему опыту знаю!» Как говорится, такой опыт дал мне неожиданную и непрошеную возможность заглянуть в личную жизнь коллеги.
Думаю, если предмет называется вспомогательным, то оценки по нему либо не должны влиять на общую картину успеваемости, либо не должны выставляться вообще. Несколько лет подряд и я, и мои коллеги имели шанс наблюдать удивительную картину: второклассники подходили к кабинету рисования, швыряли в урну рисунки и шли в класс. Кстати, многие рисунки были очень хорошими. Я спросила, почему они так делают, и получила удивительный ответ. «Дома родители проверяют домашку, мы делаем. В классе учительница ставит «пару», если просто не сделал. Если сделал, не важно что, она покажет всем, будет долго издеваться, а потом поставит «пару». Я сходила к директору, он пожал плечами. Все знает. Но где взять другого учителя?
Комментарии