На этом уроке знакомим учеников с вводными и вставными предложениями. Можно начать объяснения с анализа такого предложения: Кто часто их видел, тот, верю я, любит крестьянских детей (Н. Некрасов). Сообщаем, что это предложение сложноподчиненное и приступаем к разбору главного предложения, в котором есть вводное предложение. Указываем подлежащее тот, сказуемое любит и второстепенные члены предложения в паре с главным, подчиняющим словом любит детей, детей крестьянских.
Находим, что верю я не является членом предложения. Это вводное, но не слово, а предложение. В нем я – подлежащее, а верю – сказуемое. Зачем оно употребляется в этом предложении? Да чтобы показать отношение автора к сообщаемому факту. Как же относится автор к сообщению, что всякий видевший крестьянских детей любит их? Как же говорящий сообщает этот факт? Правильно. С уверенностью.
Значит, вводными могут быть не только слова и словосочетания, но и предложения. Вводные предложения могут быть личными, двусоставными и односоставными, нераспространенными и распространенными. Неуспевающий ученик – я охотно это допускаю – обычно ленив и неряшлив. Сама же барыня (говорили о ней слуги) не может отличить буженины от телятины (И. Тургенев). Изменник (надо признать) начисто лишен чувства долга. Умница Надя – так говорили о ней – умела сказать свое неординарное слово. Значение вводных предложений обычно совпадает со значением вводных слов. Так, мы уже определили, что вводные предложения могут выражать уверенность. Приведенный фрагмент о барыне и о Наде содержит вводные предложения со значением источника высказываемой мысли и т.д.
Не все предложения, грамматически не связанные с членами предложения, являются вводными. В большинстве случаев это самостоятельные высказывания, связанные по смыслу с темой предложения, в которое они включены. Они содержат сведения, необходимость которых говорящий заметил, когда уже начал речь. Начатая фраза прерывается, и в нее вставляется нужное добавление, например: Муму сидела перед Герасимом на сухой перекладине – дно лодки было залито водой – и приветливо махала хвостом (И.Тургенев). Это вставное предложение. Оно вносит дополнительное замечание, попутное пояснение ко всему предложению или к отдельным его частям. Так, в приведенном примере вставное предложение обозначает причину, объясняя, почему Муму не сидела на дне лодки. Вставные предложения отличаются особенно четкой и яркой интонацией вводности, так как вставное предложение часто бывает распространенным, и монотонная скороговорка оказывается очень заметной.
Распространенные вводные и вставные предложения на письме выделяются скобками или тире. Различие между этими знаками препинания небольшое. Знаки взаимно заменимы. Однако скобки больше изолируют вставку и обязывают к большему интонационному выделению вставки.
Нераспространенные вводные предложения, состоящие из одного сказуемого, приравниваются к вводным словам: Признаюсь, я сразу его (Ваню) не заметил (И.Тургенев). Я, знаете ли, не совсем здоров.
Упр.1. Прочитайте выразительно, выделите вводные и вставные предложения. Прочтите текст без них. (Упражнение для отработки интонации вводности).
Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один (А.Пушкин). Башкирец с трудом шагнул через порог (он был в колодке) и остановился у дверей (А.Пушкин). Наконец (и еще ныне с самодовольствием вспоминаю я эту минуту) чувство долга восторжествовало во мне над слабостью человеческою (А.Пушкин). Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась (А.Пушкин). Любовью к истине святой в тебе, я знаю, сердце бьется (А.Плещеев).
Упр.2. Для предупредительного диктанта. Объяснения до письма.
Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обычно расположена на краю оврага, кое-как превращенного в пруд (И.Тургенев). Вдруг от сильного движения Ермолая (он старался достать убитую утку и всем телом налег на край) наше ветхое судно наклонилось, зачерпнулось и торжественно пошло ко дну (И.Тургенев). Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей (вероятно, и мое лицо не отличалось румянцем), но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться (И.Тургенев). Тут и наши странники (им дело до всего) сидели с Власом-старостой (Н.Некрасов).
Упр.3. Объяснительный диктант. Объяснения после письма. Работа над всеми видами слов, грамматически не связанных с предложением.
Наши желания движут нами, и, может быть, сила наших желаний определяет меру наших добродетелей и пороков. Поздние гости отцветшего лета, шепчутся ваши головки понурые (Апухтин). Все прозаические произведения гениальных писателей наших (не говорим о драмах, где сама форма определяет объем) отличаются краткостью и сжатостью (Н.Чернышевский). Склонность к осмеянию, мне кажется, говорит иногда о скудости ума (Лабрюйер). Эй, космонавт, потихонечку трогай и песню в пути не забудь (песен.). Ах, быстро молодость моя звездой падучею мелькнула (А.Пушкин). Нет, мы не жестоки были, а гуманны, врага уничтожая на войне (Алатырцев). Нет для дружбы границ и преград. Да, мы, русские, любим свою не всегда и не везде ласковую природу. Словно часовой, в широкой пойме дуб стоит, оберегая рожь, и недаром на патрон в обойме каждый желудь у него похож (П.Комаров).
Упр.4. Пунктуационный разбор. Можно по образцу: словно часовой – сравнительный оборот, он отделяется запятой. В широкой пойме дуб стоит. Далее следует деепричастный оборот оберегая рожь. Этот оборот обособляется и при письме выделяется запятыми. Поэтому перед союзом И, неповторяющимся, соединяющим части сложносочиненного предложения, запятая необходима. В целом предложение сложное, с обособленным деепричастным оборотом и сравнительным оборотом.
Наш мост лжеца никак не принимает, и нынешней еще весной с него обрушились (весь город это знает) два журналиста и портной (И.Крылов). Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? (М.Лермонтов). Привычка – наша вторая натура и, знаете ли, может менять первоначальную, врожденную (Паскаль).
Ироида Пронина,
Елена Перфильева
Комментарии