search
main
0

Вуз начинается в детском саду

Проблема преемственности между ступенями образования достаточно традиционна для отечественной педагогики. Но она получила новый импульс в связи с осознанием необходимости непрерывного образования «через всю жизнь». Если систему преемственности между образовательными ступенями школы – от начальной к средней и от средней к старшей – удалось выстроить за счет единства учебных планов, программ по предметам и программ развития учреждений, то межвидовую преемственность оказалось построить совсем непросто.

Владимир НОВИЧКОВ,профессор МГПИ,заслуженный учитель РФ

Любая преемственность в своей основе всегда имеет определенную предметность, сопряженные деятельностные поля. Такой общей предметностью на нашей экспериментальной площадке стало развитие креативных способностей детей и учащейся молодежи от детского сада до вуза.

Когда три года назад (в 2007 году) начался эксперимент, он охватывал 6 образовательных учреждений: четыре детских сада (№№2507, 2508, 2526, 2527), Центр образования №1409 и Московский гуманитарный педагогический институт.

Первоначально было определено три деятельностных поля, на которых осуществлялось сотрудничество всех учреждений и выстраивалась система преемственности. Тогда мы сосредоточились на развитии креативных способностей средствами игры, раннего обучения иностранным языкам и здоровьесберегающих технологий.

Работа строилась на основе общего для всей экспериментальной площадки координационного плана на год, ход выполнения которого периодически обсуждался на внутренних семинарах.

Игровую деятельность направлял и координировал институтский центр игры и игрушки, который ежегодно проводил серию научно-методических семинаров и открытых занятий для педагогов, участвующих в ОЭР, разрабатывал и публиковал практико-ориентированные методические пособия для воспитателей и школьных учителей. Практиковались и семинары по обмену опытом и обобщению опыта работы непосредственно на базе экспериментальных учреждений.

Для раннего обучения иностранному языку были взяты английский, французский, немецкий и итальянский языки в дошкольных образовательных учреждениях, те же языки изучаются на систематической основе в Центре образования №1409 и по ним же готовятся преподаватели в МГПИ. Проблематика раннего обучения иностранным языкам включена в тематические планы исследований всех языковых кафедр института. Результатом этой работы стали подготовительные методические пособия для воспитателей и педагогов-экспериментаторов, а также реализуемая программа повышения квалификации учителей.

Направление развития креативных способностей детей средствами здоровьесберегающих технологий получило наиболее интенсивное развитие как внутри института, так и в экспериментальных учреждениях. Курирует это направление специально созданная лаборатория института, которая строит свою работу как с детьми и педагогами экспериментальных учреждений, так и со студентами вуза. В деятельности этой лаборатории наиболее системно и последовательно прослеживается реализуемость идеи преемственности в содержании образовательного процесса от детского сада до вуза.

В ходе эксперимента удалось существенно продвинуться по всем названным направлениям деятельности и в плане теоретического осмысления идей креативности и преемственности. На методологических семинарах, проводимых в рамках ГЭП, удалось выработать общее понимание креативности (в отличие от творчества) как способности личности находить неординарные решения разнообразных проблемных ситуаций и задач, направленные на получение позитивного результата.

В свою очередь преемственность, рассмотренная на примере вовлеченности в игровую деятельность, осмысливается как последовательная трансформация (под воздействием заданных условий) игрового действия у дошкольников через эпистемологическую деятельность у школьников к рефлексивной компетентностной деятельности у педагогов-профессионалов.

Графически это можно изобразить таким образом: (см. рис.).

У дошкольников мы чаще всего имеем дело с действием, организуемым педагогом, на что указывали в своих работах А.Запорожец, В.Рубцов, В.Слободчиков, Л.Парамонова. Но действие может преобразовываться в деятельность при предоставлении детям большей самостоятельности, большей свободы выбора, большего количества деятельностных стимулов. На все это нацелено участие детей в экспериментальной работе, что позволяет им лучше подготовиться к обучению в школе.

Школьника отличает уже большая самостоятельность, большее коммуникативно-деятельностное разнообразие. Он работает на уроках, посещает кружки, включается в различные детские объединения. Он планирует свою деятельность, самостоятельно организует ее, в той или иной мере контролирует результат. Все его действия обретают характер познавательной (эпистемологической) деятельности. Шаг за шагом она утрачивает свою коллективную распределенность, специфическую для детского сада, становясь самостоятельнее, а значит, более ответственной. В школе ученик начинает осваивать различные мыследеятельностные техники, в том числе рефлексию. Он вовлекается в проектную деятельность, создающую условия для проявления самостоятельности и развития креативных способностей.

Поступая в вуз (особенно если это вуз педагогический), наш ученик совершенно по-иному осмысливает и осваивает игру. Теперь она для него не развлечение, не соревнование, а значимая часть профессиональной деятельности. У педагогов экспериментальных учреждений, включая преподавателей МГПИ, сформировалось глубокое убеждение, что не умеющий, не любящий играть педагог считается профессионально непригодным специалистом, и в образовании он лишний человек. Но вузовский преподаватель сверх владения игровыми техниками еще должен развивать в себе способности рефлексивно-деятельностного компетентностного анализа игры. Он должен уметь осмыслить ее и как составную часть природы человека, и как феномен культуры, и как педагогическую технологию. Без такого осмысления игры невозможно широко использовать все ее педагогические возможности. Игра, кроме обучения и развития, еще и мощное средство воспитания, поэтому, прослеживая преемственность на примере игровой деятельности от детского сада до вуза, мы простраиваем на экспериментальной площадке совершенно особые социально-педагогические отношения между детьми и педагогов между собой, нацеленные на развитие креативности детей, собственный профессиональный рост, создание атмосферы поиска и успеха.

Реальными продуктами деятельности прошедших трех лет в режиме ГЭП стали созданная реальная модель преемственности в работе по игровой деятельности, раннему обучению иностранным языкам и здоровьесберегающим технологиям от детского сада до вуза, разработка и издание методических пособий по этим направлениям в помощь педагогам Москвы – таких пособий издано и распространено по образовательным учреждениям города более полутора десятков наименований. Ежегодно по проблемам развития креативных способностей проводятся представительные межрегиональные и международные конференции с участием педагогов учреждений-партнеров. Достаточной популярностью пользуются серии методических семинаров, «круглых столов», творческих отчетов, ежегодно проводимых силами педагогов с привлечением вузовских и академических ученых.

Об известности и заинтересованности педагогической общественности в проводимой на ГЭП работе говорит тот факт, что за последний период заявили о своем желании присоединиться к ней еще две школы и три дошкольных учреждения. В этом году они были заняты разработкой собственных направлений деятельности и подготовкой условий для вхождения в развернутую экспериментальную работу. Следует отметить, что работа по теме городской площадки идет не только вширь, но и вглубь. На новом этапе нашей деятельности нам предстоит: продолжить работу по дальнейшему совершенствованию инструментария диагностики и мониторинга развития креативных способностей детей и учащейся молодежи; спроектировать модульную систему психолого-педагогического и информационного обеспечения разрабатываемой проблематики; в плане пропедевтики обновленного курса «Филология», предусмотренного Федеральным государственным стандартом общего среднего образования начальной школы, разработать для дошкольных учреждений направление «Речевое и коммуникативное развитие детей» с использованием авторских методик преподавателей МГПИ и наиболее эффективных зарубежных технологий.

Получит дальнейшее развитие использование проектных технологий в работе по всем модулям утвержденной тематики ГЭП. Перспективность этого направления видится нам в расширении возможностей для реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», задающей парадигмальную основу разрабатываемым Федеральным государственным стандартам образования (ФГСО) второго поколения.

В проводимой работе в рамках ГЭП заинтересованы не только учреждения общего среднего образования, но и МГПИ. Учебные материалы, апробируемые на площадке, широко используются преподавателями МГПИ в учебном процессе со студентами. Это способствует динамичному обновлению содержания педагогического образования и переходу на двухступенчатую (Болонскую) систему подготовки педагогических кадров. Таким образом, на всех трех ступенях образовательной деятельности от детского сада до вуза в системе скоординированной экспериментальной деятельности реализуется идея преемственности и непрерывности образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте