search
main
0

Вуз или ссуз: что лучше и почему

Мы выбираем процесс или результат?

В номере 50 «Учительской газеты» обсуждался крайне важный для меня вопрос: какое образование предпочитают студенты – высшее или среднее специальное? Почему так происходит? Справедлив ли их выбор? Я решила погрузиться в этот вопрос и выразить свое мнение относительно данной проблемы.

 

Итак, начнем с расшифровки: вуз – высшее учебное заведение, ссуз – среднее специальное учебное заведение. Вуз предполагает 4-6 лет обучения после 11 классов школы и сдачи ЕГЭ, в то время как ссузы дают возможность поступления после 9‑го класса, обучение в них длится 2,5-4 года, а полученная специальность позволяет начать трудовую деятельность без высшего образования и сдачи ЕГЭ. К понятию «ссуз» относится несколько групп учебных заведений – техникумы, колледжи, училища по самым разным направлениям, в том числе аналогичным преподаваемым в вузах, – юридической, педагогической, медицинской специализации. А также некоторые прикладные специальности, для получения которых не требуется высшее образование, – кулинарные колледжи, декоративно-прикладное искусство, гостиничный сервис.

Конечно, можно также пойти в ссуз и после 11‑го класса. Но большая часть людей выбирают колледж как способ получить образование в обход ЕГЭ и выйти на рынок труда в кратчайшие сроки.

И это один из тех нюансов, о которых хотелось бы рассказать. Очень многими процессами и выборами в нашей жизни управляем не мы сами, а рамки социальных конструктов, в которых мы существуем (общество, государство, семья). Такие решения, как получение образования после школы, оказываются по большей части результатом стечения обстоятельств, а личные желания абитуриентов при этом учитываются процентов на пять.

Ведь что могут решить в своей жизни молодые люди? Возможно ли в 17 лет ответить на вопрос «Кем я хочу стать?»? И, если возможно, устроит ли этот ответ ваших родителей, окружение, общество? Будут ли они обеспечивать ваш выбор или заставят выбрать то, что «перспективно», на своих условиях? Многие молодые люди имеют весьма туманные представления о потенциальном спектре будущих возможностей, на основании школьных предметов этот выбор сделать невозможно. Так же как и многие родители имеют весьма устаревшие понятия о том, что сейчас перспективно, кем лучше устроиться работать. Ко всему прочему добавляется рассинхронизация систем среднего и высшего образования. Поэтому выбор специальности для обучения – крайне неоднозначная тема.

«Человек с высшим образованием» – хорошо звучит, да? Для многих родителей этот стереотип до сих пор в силе и оказывается решающим. Ведь полноценным членом общества считается исключительно обладатель престижной «корочки», хотя вопросами, есть ли у него реальные знания по специальности, сможет ли выпускник быстро и успешно трудоустроиться, задаются далеко не все. А ответ, скорее всего, будет отрицательным.

Количество выпускников с дипломами престижных вузов не равно количеству свободных мест на рынке труда, это нужно учитывать. Поэтому плавный переход от школы к выбранной специальности и стабильному месту работы по этой специальности скорее иллюзорная мечта, которой не суждено сбыться. Сейчас вузы не обеспечивают выпускников рабочими местами, как это было раньше. А на выходе из университета минимум половина выпускников работают не по специальности.

Теперь о ссузе. Закончить свое школьное образование после 9 классов считается чем-то недостойным – «в колледж идут одни пэтэушники». При этом в колледже ученики получают прикладные навыки исключительно по выбранной специальности, что позволяет им в кратчайшие сроки приступить к работе по той же специальности, минуя пару лет дикого и неоправданного отношения к ребенку в школе как к винтику системы, стандартизации учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ. Также стоит заметить, что из колледжа выходит квалифицированный специалист, пусть и без престижного диплома, зато обладающий необходимыми навыками для своей специальности, которого не нужно заново обучать на первом рабочем месте. После колледжа гораздо больше шансов сразу начать карьеру в выбранной области именно потому, что не нужен дополнительный опыт работы помимо шести лет обучения «в общих чертах обо всем». Поэтому выпускники ссузов гораздо раньше выходят на рынок труда, обретают финансовую независимость, показывают быстрый карьерный рост по сравнению с выпускниками вузов и, вполне вероятно, могут устроиться на более высокооплачиваемые рабочие места.

Подводя итоги, хочется спросить читателей: что мы выбираем – процесс или результат? Интересные знакомства, студенческую жизнь или четкий вектор в виде конкретной профессии, определяющий последующее трудоустройство? Я считаю, нужно выбирать процесс. Куда бы вы ни поступили после школы, скорее всего, ваш взгляд на трудоустройство и профессиональные интересы изменится еще много раз, и не стоит ограничивать себя одним выбором на всю жизнь, при современной динамичной структуре рынка труда это и невозможно. Неизвестно, захотим ли мы остаться в этой профессии, поможет ли нам обучение в дальнейшей трудовой деятельности. Точно сказать можно лишь одно – свои лучшие молодые годы хочется потратить не зря, занимаясь тем, что нравится и интересно в данный момент. А дальше видно будет!

Анна МУХИНА, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте