Когда я приехала в село Вторые Тербуны Липецкой области, первое, что мы сделали с Александром ПОНАРЬИНЫМ, директором местной сельской школы, – пошли осматривать пришкольный участок. Так началось наше знакомство. Александр Иванович показывал заложенный три года назад вишневый сад с невысокими еще деревцами, а рядом – сад яблоневый, посаженный школьниками и учителями весной 2015 года, как раз к юбилею Победы в Великой Отечественной войне. 70 лет – 70 яблонь. Рассказывал, как высаживали каштановую аллею несколько лет назад, как ученики ухаживают за памятником воинам, погибшим во время жестоких боев в июле 1942-го при освобождении села. 112-я Башкирская кавалерийская дивизия три месяца держала оборону на рубеже Вторые Тербуны – Берёзовка, башкиры насмерть стояли за русские села, считая эту землю своей родной, советской. Многие погибли, здесь их братская могила и памятник.
Именно через сохранение памяти, через пробуждение живого интереса к истории лучше всего происходит воспитание и становление гражданина, патриота своей сначала малой родины, а потом и всей страны. Так считает Александр Понарьин, сам по образованию учитель истории и английского языка. Такой универсальный диплом Александр Иванович получил по окончании Липецкого педагогического института. О профессии учителя мечтал с детства, причем Учителя с большой буквы. Не в смысле известности, это дело десятое, главное – в служении, в предназначении учителя не просто передавать знания, а воспитывать, взращивать маленького человека в достойного, образованного, ответственного гражданина своей страны. Отсюда и уважение к истории, которая является неотъемлемой частью существования школы села Вторые Тербуны, где Александр Иванович работает директором с 1989 года. Здесь очень много своих находок, связанных с историческим образованием. В каждом учебном кабинете оборудованы встроенные застекленные шкафы или витрины с подборкой материалов о тех учителях, которые жили и работали в родном селе, а некоторые живут и сегодня. Дети имеют возможность в любой момент прочитать и узнать о них. Так история села входит в сознание взрослеющего человека через судьбы его учителей. Воспитанию исторической памяти и любви к своей родине служат и экспонаты школьного историко-краеведческого музея. Часть их в зале боевой славы – фотографии и сведения об односельчанах – участниках войны, о воинах 112-й Башкирской дивизии, подарки земляков тех, кто защищал село и сложил здесь голову. Один из самых интересных и живописных школьных классов – кабинет исторического краеведения. Здесь история будто окружает тебя: на стенах витрины, макеты, экспонаты. Представлено несколько разделов: «Наша родина в далеком прошлом», «Вторые Тербуны во время войны», «Русь православная». В каждом свои артефакты, соответствующие эпохе, – кость мамонта, каменные орудия труда, более поздние предметы старинного деревенского быта, подаренные односельчанами: прялка, глиняная посуда, юбки и рубахи из прабабушкиного сундука, иконы, рушники. Есть макет села Тербуны начала XIX века. Тогда здесь и церковь была, и название состояло из одного слова – Тербуны. Что оно означает? Тут тоже своя история. Говорят, около 300 лет назад село основали выходцы из-под Смоленска, которые начали разводить лен. Когда его обрабатывали, его теребили, а людей, делавших это, называли теребунами, со временем одна буква «е» исчезла, получились Тербуны. Это уже потом, когда в 1897 году неподалеку построили железную дорогу, название позаимствовали для станции, потом для поселка, который там обосновался. В итоге первые Тербуны стали Вторыми. Еще на стенде истории села фотография бывшего директора школы, участника войны, возглавлявшего школу почти 20 лет, Ивана Тимофеевича Колпакова. «Он для меня пример, идеал директора, – говорит директор нынешний, – он начал собирать по крупицам историю нашего села и школы». Можно ли представить историю России, особенно в последние 200 лет, без литературы и наших замечательных, известных всему миру писателей и поэтов? Конечно, нет. Может быть, поэтому кабинет русского языка и литературы, в котором преподает Ольга Александровна Аношенкова, тоже воспринимаешь как часть исторического прошлого, правда, с лирическим оттенком. Стены кабинета украшены картинами из гобелена, а сюжеты картин соответствуют сюжетам различных произведений. На картине разноцветная, теплая осень, а под картиной, тоже в рамочке, стихотворение Тютчева об осени. Рядом – строки Лермонтова о Кавказе и заснеженные вершины гобеленовых гор на картине. Цитата из Ивана Никитина: «Окаймленное кустами молодых ракит разноцветными огнями озеро блестит» – и картина с озером. Отдельно целая подборка из произведений Пушкина о Петербурге, а иллюстрации к ним исключительно в черно-белых тонах.- Так мне на тот момент представлялось, – говорит Ольга Александровна. – Идея с гобеленами появилась достаточно давно, картины собирала несколько лет, подбирала и ткань, и рисунки, и стихи. Дети помогали немножко, правда, они уже окончили школу… Нынешним старшеклассникам, как они сами сказали, картины тоже нравятся. А еще им приятно учиться в школе, где по-доброму соседствуют история и современность. Школьное здание, построенное в 1970 году, смотрится почти как новое. В школьном холле сразу сбоку от центрального входа – красочное панно во всю стену, на нем имена всех учеников-медалистов. В верхней части этой большой картины символически отображена наша история, начиная от Кирилла и Мефодия и заканчивая полетом в космос. В нижней части история обычного нашего современника: от маленького ребенка, которого мама за ручку приводит в школу, до выпускника. На выпускном вечере все юноши и девушки фотографируются на фоне этого панно, и каждый год сюда вписываются новые имена лучших учеников. В 1992-м среди них появилось имя Ольги Николаевны Щетининой, теперь Гулевской, победителя конкурса «Учитель года-2014» Липецкой области. Сейчас она работает здесь же учителем русского языка и литературы, а еще заместителем директора. Александр Иванович с гордостью называет ее своей ученицей и говорит, что с ней очень легко работать. Сама школа села Вторые Тербуны победитель многих конкурсов, дважды получала гранты в миллион рублей по ПНПО, шесть раз подряд становилась обладателем областного гранта на повышение заработной платы. В прошлом году он составлял 1 миллион 300 тысяч рублей, учителя получали премии до 40 тысяч рублей. Сегодня в школе 186 учеников, и еще 40 дошколят ходят в детский сад, для которого к главному зданию сделали специальную пристройку – двухэтажный корпус. По численности учеников эта школа вторая в районе. Она еще и пункт приема ЕГЭ, компьютеризированный, оснащенный видеокамерами, здесь есть все необходимое: интернет в классах и в библиотеке, кабинет дистанционного обучения, в котором проходят совместные занятия с другими школами, проводятся вебинары. В школе два мобильных компьютерных класса, интерактивные доски, мультимедийное оборудование, компьютеризированные рабочие места для учителей. Актовый и спортивный залы, уютная столовая. Санузлы отремонтированные, есть даже отдельные, предусмотренные для инвалидов-колясочников. Таких ребят среди учеников сейчас нет, но есть дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и с нарушениями речи. Обучаются они вместе с обычными детьми. Общими усилиями выпускают школьную газету «Восхождение»… Нашу с директором экскурсию мы завершаем в его кабинете. И тут меня ждет очередной сюрприз. Александр Понарьин кладет передо мной две большие книги – сборник с данными по образовательным учреждениям Елецкого уезда издания 1911 года (тогда Тербунская школа принадлежала этому уезду) и «Очерки из истории школы села Вторые Тербуны», 2007 год, авторы-составители – Понарьин Александр Иванович и Гулевская Ольга Михайловна, учитель русского языка и литературы, руководитель школьного краеведческого кружка. Снова история оживает на моих глазах. Экзаменатор начала прошлого века пишет в своем отчете: «Ученики, ходившие в нынешнем году на похвальный лист, производят весьма благоприятное впечатление развитых детей…» Тербунская школа существует с 1843 года, и сегодня ее ученики тоже производят хорошее впечатление. В «Очерках из истории школы» вся информация с 1843 по 2007 год: ученики, учителя, история села, уезда и многострадального, разрушенного храма, который в досоветскую эпоху украшал Вторые Тербуны и был центром поселения. В книге есть даже фотография осколка главного колокола, который сбросили, когда рушили церковь. Колокол разбился, а некоторые жители украдкой подобрали маленькие кусочки. В наши годы одна женщина принесла такой осколок в школу. Александр Иванович говорит, что продолжение у очерков из истории школы обязательно будет, уже накапливается новый материал. Я тоже надеюсь на это и еще на то, что и храм здесь снова будет. Не может не быть, если люди так трепетно и уважительно относятся к собственной истории. И учат подобному отношению своих детей. Липецкая область
Комментарии