К 8 Марта рассказать о воронежской учительнице, которая в свободное от работы время занимается творчеством (рисует, вышивает, пишет стихи), – такая была интересная задумка в редакции. Ну, действительно, неужели все время только и говорить, что об острых проблемах в сфере образования? Тем более в праздничном номере. Вроде бы задача – рассказать об увлечении педагога – стояла простая. Однако найти героя для публикации оказалось неимоверно трудно. Выяснилось, что учителя русского языка, математики, физики и других точных предметов (мы сейчас не говорим о преподавателях рисования или технологии, потому что творчество и является сферой их деятельности) настолько погружены в свою работу, что времени на что-либо еще у них не остается. А ведь женщина должна еще и в доме порядок поддерживать, и обеды готовить… Частично нам все же удалось реализовать задуманное. Почему частично? На интервью с учителем-логопедом воронежской школы-интерната №1, председателем профсоюзной организации Инной ЧЕРНОУСОВОЙ ваш корреспондент отправился для того, чтобы поговорить о ее страсти к кулинарии, а разговор по большей части пошел… Да, о проблемах в образовательной сфере. Такой вот получился праздничный материал.
Инна Ивановна так объяснила, почему люди именно ее выбрали профлидером: «Я тут самая старейшая». Сначала я подумала, что это шутка, ведь Черноусовой всего тридцать один год. Но, увидев мое замешательство, педагог пояснила: «Я работаю здесь с четырнадцати лет. Раньше на месте дошкольного отделения интерната, в котором сейчас находится мой кабинет, был обычный детский сад. Он глухой стеной был отделен от седьмого интерната для приходящих и уходящих детей. Потом, в 1989 году, седьмой интернат перевели в другое место, а здесь основали школу-интернат №1 для детей-сирот. Моя мама, работавшая в детском саду воспитателем, перешла сюда. А буквально через полгода, в январе 1990-го, она и меня устроила в школу-интернат – вечерним помощником воспитателя. После уроков я приходила на работу и кормила детей ужином».
Сначала Черноусова закончила экспериментальный педагогический класс от педучилища, потом – экспериментальное отделение дошкольной педагогики и психологии на историческом факультете педуниверситета. Училась заочно и работала. В 2000 году, после окончания вуза, Инна Ивановна ушла в декретный отпуск, у нее родилась дочка. Уже через год ее снова потянуло в школу, устроилась было социальным педагогом на неполный рабочий день… Но вскоре поняла, что дочке она все-таки нужнее, и вернулась в отпуск по уходу за ребенком. Вышла, когда девочке исполнилось три года, воспитателем.
Логопедом она работает уже четвертый год, отучившись за свой счет в Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Работа ей очень нравится: «Я поняла, что это мое, – говорит Черноусова, – то, что для души и для сердца, как говорится…»
Сейчас Инна Ивановна ведет около тридцати детей, с трех лет и до четвертого класса включительно. В 1-й и во 2-й классы малыши часто приходят, не зная ни одной буквы, хотя в этом возрасте дети уже должны писать. И вот она усиленно, ускоренно их обучает: чтению, грамоте, математике, помогает им познавать новые слова и понятия окружающего мира.
«Ни одна книга, которая разработана логопедами для обычных детей, нашим детям не подходит. Мы разрабатываем свои методики, совмещая разные книги: часть из одной, часть из другой, еще часть из третьей. Вот и получается что-то свое. Ну а параллельно я использую компьютерные технологии для развития детей, – рассказывает Черноусова. – Покупаю развивающие игры на дисках, такие как «Занимательная математика», «Окружающий мир», «Учимся читать»… Начальные знания дети получают на фронтальных и индивидуальных занятиях, а закрепление тем проходит на дополнительных занятиях с использованием компьютерных игр».
Сама Инна Ивановна уже создала с десяток игровых обучающих программ, которые занимают целый диск. Почему такие программы начали разрабатываться? Три года тому назад по инициативе директора Тамары Черненок в школе-интернате был сформирован экспериментальный центр по внедрению компьютерных технологий в учебно-воспитательный процесс. В него вошло восемь педагогов, в том числе и Черноусова. Как и она, каждый учитель делает разработки по своему направлению: математика, информатика, русский язык, история…
В общем, выходит, что Инна Ивановна постоянно находится в экспериментальной среде. Сначала отучилась в учебных заведениях с экспериментальными программами, теперь вот сама экспериментирует.
«Тамара Дмитриевна нас постоянно всех подталкивает: идите, учитесь, развивайтесь… Развивайте творчество в себе! – говорит Инна Ивановна. – С тех пор как она это в первый раз сказала, меня, можно сказать, на творчество и потянуло! Проснулся, например, большой интерес к кулинарии. В любой момент, когда выпадает возможность, я покупаю новую книгу рецептов и пробую по ней приготовить какое-нибудь блюдо. Но больше люблю изобретать сама. Салаты разные. Торты… К тому же у меня свекровь – повар. Она подсказывает, учит. Одним словом, и на работе, и дома у меня есть помощники, поддерживающие мои творческие начинания».
Черноусовой достался логопедический кабинет, в котором кроме голых стен да пары допотопных компьютеров ничего не было. Техника к тому же скоро пришла в негодность. Инна Ивановна вынуждена была начать поиск спонсоров, что в своем роде тоже искусство, без знания основ которого далеко не уедешь… Надо сказать, что и с этой задачей Черноусова справилась весьма успешно: обновила компьютеры, завезла мебель, поменяла прогнившие оконные рамы на новые. Литературу, правда, в больших количествах покупает уже за свои средства. Хотя с кое-какими книгами очень помогла церковь, с которой у Инны Ивановны налажено постоянное взаимодействие. Благотворители из храма Ксении Петербуржской, что в Северном районе Воронежа, помогли оформить в кабинете логопеда «Уголок успокоения». Детей крестят, приглашают в храм на православные праздники, возят на экскурсии.
В октябре прошлого года Инну Ивановну избрали председателем профсоюзной организации. Когда Черноусова изучила круг обязанностей руководителя первички, испугалась. «Боже мой! – подумала она. – Председатель профкома – это же просто второй директор получается: бухгалтерию надо знать, законы все знать…» Первое, что сделала Инна Ивановна, – поговорила с Тамарой Дмитриевной Черненок, которая раньше была председателем профкома. Попросила ее: «Вы уж советы, пожалуйста, мне давайте». Директор обещала помогать.
На днях в профкоме прошло первое заседание с ее участием. Директор дала массу полезных советов, а также сообщила о том, какую помощь от профсоюза она хотела бы получать и по каким направлениям. Члены профкома ознакомились со своими обязанностями и с фронтом работ в целом… В общем, первые шаги новым профлидером сделаны. Удачи!
Комментарии