search
main
0

Второе дыхание. «Хрустальная» команда выдержала проверку на прочность

Хроника первого тура Всероссийского конкурса «Учитель года-2008», опубликованная в прошлом номере «МП», завершалась пресс-конференцией победителей: пятнадцать обладателей малых хрустальных пеликанов были единодушны в желании не столько сражаться за абсолютную победу, сколько получать удовольствие от взаимного общения. «Мы команда», – заявили учителя. Удалось ли конкурсантам сохранить этот настрой во втором туре?

22 сентября

Класс показывают мастера

Для «пятнашки» победителей жаркая пора экзаменов продолжилась в стенах Санкт-Петербургского государственного горного института, замечательного тем, что это был первый в России технический вуз.

Здесь учителя давали мастер-класс перед коллегами и членами Большого жюри, которое возглавляет ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. По степени сложности это конкурсное задание участники оценили на твердую четверку. Пять баллов заслуживал только открытый урок. Как объяснила, к примеру, Екатерина Белоцерковская, учитель начальной школы из Екатеринбурга, в силу определенных требований урок ограничивает творческое пространство педагога, а на мастер-классе можно дать волю фантазии.

Михаил Стародубцев, учитель музыки из Москвы, на своем мастер-классе организовал диалог разных эпох, и его взрослые «ученики» при помощи вокала и танца воспроизвели древнегреческую «Илиаду». Физик Сергей Алешин из Республики Коми живо и ярко описал авторскую модель урока, где удается не только задействовать данную предметную область, но и почерпнуть новое из области географии, экономики, биологии, математики. Елена Нечитайлова из Ростовской области опытным путем доказала, что урок химии может научить видеть мир, а Инга Гуменская, учитель экономики из Ленинградской области, помогла дорасти простому обывателю от уровня семейного бюджета до уровня бюджета государственного. Словом, каждый из «пятнашки» сумел так или иначе проявить себя.

Члены жюри тоже не отставали от конкурсантов и не скупились на сложные, порой философские вопросы. Например, у историка Николая Белозерова из Вологодской области спросили, как он относится к символам России. А Эдуарда Салина, учителя математики из Нижегородской области, вообще попросили представить себя министром образования и решить, что же делать, чтобы результаты ЕГЭ по математике не были столь печальными.

23 сентября

Откровенно о наболевшем

В стенах Санкт-Петербургского государственного университета «пятнашке» предстояло пройти последнее испытание – выступить с публичной лекцией на тему «Семья и школа в век образования». Учителя не упустили возможности высказать самое наболевшее.

Каждый из пятнадцати победителей, анализируя проблему взаимодействия двух институтов – социального и образовательного, нашел свой способ подачи материала. К примеру, Анатолий Шлюнько, учитель физики из Томской области, уверенно использовал современные информационные технологии. А Елена Володина из Тюменской области и Софья Галян из Ханты-Мансийского автономного округа, как и положено словесникам, не смогли обойтись без поэзии. Но каждый из пятнадцати, без сомнения, подтвердил, что проблема сотрудничества семьи и школы действительно является ключевой и от нее в разные стороны, словно лучи, разбегаются сопряженные с этим проблемы общества в целом. Так, Эдуард Салин, учитель математики из Нижегородской области, потряс слушателей убежденностью в том, что в селе ребенка воспитывают не только семья и школа, а все сельское сообщество. Поэтому, закрывая малокомплектные школы, государство разрушает выстроенную на традициях, обрядах, обычаях уникальную воспитательную систему. А историк Николай Белозеров из Вологодской области, с грустной иронией рассмотрев взаимоотношения учителя и родителя, вывел неутешительный диагноз: «Семья и школа – два тяжелобольных человека. И у того, и у другого кризис ценностей». Преодолеть этот кризис, по общему мнению конкурсантов, можно только одним способом: поставить в центр взрослого мира ребенка.

На методической кухне

«Какое методическое сопровождение необходимо современному учителю?» – тема дискуссии, которую провел в стенах Санкт-Петербургского госуниверситета главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, вызвала настоящий ажиотаж.

В течение двух часов учителя и эксперты словно составляли комплексную программу по модернизации системы методического обеспечения. Известная поговорка «кадры решают все» могла стать идеологической основой этой программы. Педагоги сошлись во мнении, что если сам учитель не захочет повышать свою квалификацию, то никакие институты, методисты и завучи не заставят его обращаться за методической помощью. Однако стимулировать интерес учителя можно не только путем увеличения зарплат и премий, но и за счет проведения различных конкурсов, дискуссий, «круглых столов».

Так, в Ханты-Мансийске практикуют педагогические десанты, когда учителя, переезжая из города в город, делятся своим опытом. В Тюменской области чрезвычайно востребованы так называемые тьюторские курсы, на которых лучшие педагоги делятся секретами своего мастерства с коллегами. В Екатеринбурге успешно действует программа наставничества – учитель берет под патронаж студента, пришедшего на практику.

Как отметили участники «круглого стола», существующая система педагогического образования несколько устарела и требует существенного пересмотра: школа сегодня опережает в своих находках многие педагогические вузы. По словам Эдуарда Никитина, ректора Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, уже готовятся предложения о том, как исправить эту ситуацию. На проведение эксперимента по изменению системы повышения квалификации в этом году из федерального бюджета выделено 650 миллионов рублей. Новая программа направлена на создание профессиональных педагогических ассоциаций и, как следствие, переход на саморегулирование в сфере образования. Планируется, что в эксперименте примут участие более 30 регионов России.

24 сентября

Разрушая границы пространства

Компьютерные технологии в обучении дают простор для реализации самых смелых инновационных проектов. В гимназии №56 Санкт-Петербурга состоялась демонстрация последних ноу-хау в области ИКТ. Собравшимся представили проект «Цифровая школа» и рассказали, как создать интерактивную обучающую среду на базе конкретного учебного заведения.

По словам директора Института новых образовательных технологий и информатизации Сергея Кувшинова, цифровая школа – это не отдельный класс, а целая система, которая несет в себе новый стиль жизни. В лучших школах страны недавно были созданы так называемые «Е-Диториум» – электронные аудитории, полностью выстроенные на базе цифровой медиатеки. Благодаря медиатеке любой школьник может посетить цифровую картинную галерею, «полистать» электронную антикварную книгу, а также найти все необходимые для учебы материалы. Проект «Дневник.ру» – это вариант социальной сети, призванной создать в гимназии единое информационное пространство и тем самым обеспечить слаженную работу учителя, ученика и родителя. Этот интернет-ресурс дает возможность посмотреть виртуальное расписание, побывать в виртуальном классе и даже узнать свои оценки.

Особого интереса заслуживает проект «Электронная учительская», названный создателями «сердцем цифровой школы». Как заметила вице-президент компании «Аквариус» Ольга Ципилева, такая учительская существенно облегчит работу загруженного педагога. С ее помощью процесс планирования уроков и заполнения школьного журнала пойдет значительно быстрее. Кроме того, сам учитель сможет, не выходя из кабинета, поддерживать постоянный контакт с родителями школьников.

Будем надеяться, что скоро каждая школа будет использовать новейшие достижения в области компьютерных технологий.

После праздника

Организаторы конкурса «Учитель года России-2008» обещали, что для конкурсантов будут предоставлены лучшие площадки города. И обещание свое сдержали. Все 10 дней для учителей раскрывали свои двери гимназия №56, Санкт-Петербургский государственный горный институт (Технический университет), РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет, Юсуповский дворец, павильон Ленэкспо, СК «Юбилейный». Поэтому неудивительно, что закрытие конкурса прошло в Большом зале филармонии – бывшем Дворянском собрании Петербурга. Торжественность момента определяли не только выходные платья и строгие костюмы, но и атмосфера общего волнения. Заканчивался большой и светлый праздник. Именно праздник, а не состязание. Так решили конкурсанты. По их общему мнению, все были равны и каждый попавший на конкурс уже является яркой педагогической звездочкой.

Звездам принято дарить подарки. И первым из них стало приветствие в адрес конкурсантов Президента России Дмитрия Медведева, которое зачитал руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев. Дмитрий Медведев поблагодарил учителей за их труд, новаторские идеи и напомнил, что именно от них зависит, каким будет будущее страны.

Свои призы для педагогов приготовили учредители и спонсоры «Учителя года». Конкурсанты получили гранты на обучение в компании «Полимедиа», набор учебных пособий от компании «Майкрософт», ноутбуки от Профсоюза работников народного образования и науки РФ, фотокамеры от Союза молодежи России. Учителей также поздравила народная артистка России Светлана Крючкова, спев песню из кинофильма «Большая перемена» и прочитав стихи Осипа Мандельштама.

Конкурс завершился, но прощаться еще рано. Прежде всего нам предстоит узнать имя обладателя Большого хрустального пеликана. Ну а потом начнутся sms, сообщения по электронной почте, звонки, письма. Как сказала на церемонии объявления «пятнашки» первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова, после праздника останется главное – дружба. А это иногда дороже всяких наград.

По материалам официального сайта конкурса «Учитель года России-2008» www.newseducation.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте