search
main
0

Вторая жизнь бутылочного стекла

Проект, созидающий добро из зла

В древних кирпичных сводах студии «РАЗ» витает полумрак, солнечный луч едва проникает сквозь глубоко посаженные глазницы окон. Но стоит ему попасть в полупрозрачные стеклышки мозаики, как он тут же оживает и начинает играть, жонглировать цветом. Кто-нибудь когда-нибудь задумывался, что обычное бутылочное стекло повторяет краски природы? Коричневое – земля, зеленое – листья и трава, лазурное – вода, синее – небо…

К сожалению, вот этих, синих и голубых, всегда не хватает. Хочется набрать большую горсть и выложить ими весь небесный фон, а еще такую вымечтанную и недоступную морскую волну. Но, увы, их жалкая кучка, приходится делиться с другими, заменять синеву неба на белый воздух или мутноватый туман. Ибо бесцветного стекла полным-полно. Производители алкоголя, наверное, задумываются о цвете тары в последнюю очередь. А ведь так хочется добавить в панно еще и красные или оранжевые оттенки… Это только мечты, поскольку алкоголя в красных бутылках не бывает. Но мастера студии считают, что это к лучшему. Коричневый, зеленый и вкрапления синего прекрасно сочетаются друг с другом, а красный способен придать витражу цветовую сумятицу и излишнюю крикливость.

– Сами мы пьем редко, однако в последнее время стали настоящими специалистами в винной таре, – улыбается мастер студии керамики «РАЗ» («Разбей и запеки») Катя Касторина. – Стекла я разбиваю или нарезаю сама стеклорезом, а затем мы запекаем их в специальной печке, чтобы никто не порезался. Ведь осколки очень острые! Их надо отшлифовать до уровня тех стекол, что обычно выбрасываются на берег морским прибоем. Тогда они становятся обтекаемыми, закругленными, их приятно брать в руки.

На столе разложены деревянные рамки с расчерченными эскизами – четкими геометрическими фигурами, на них надо выкладывать стекла строго по линиям. Но мне скучно играть по чужим правилам, хочется сделать что-то свое, например голубое инопланетное солнце с зелеными лучами. Я забываю, что лучшее – враг хорошего. Неровные кусочки стекла не слушаются рук и упрямо следуют по своим протоптанным дорожкам. Вместо солнца получается что-то вроде шагающего паука с кривыми лапами.

– Но он тоже вполне симпатичный, – ободряет мастер. – А главное, какое панно бы ни вышло в результате, оно все равно пригодится, станет частью общей работы. Мозаику трудно испортить. Она настолько гармонично ложится, что у нас не было до сих пор ни одной некрасивой работы.

Со студией «РАЗ» я ознакомилась в городе Выкса Нижегородской области во время Выкса-фестиваля, когда-то он назывался фестивалем уличного искусства «Арт-Овраг». Нынешний его директор Федор Павлов-Андреевич отважно решился на смену ставшего популярным названия, потому что приставка «арт» стала чересчур избитой и навязчивой. Тем более что овраг в городском парке, где когда-то проходили основные мероприятия, стал тесноват для общероссийского культурного события. Фестиваль выплеснулся не только на улицы, но и во дворы, гаражи, заводские цеха. Овраги есть везде, а город Выкса один на всю Россию, и всем участникам – и современным художникам, живущим в арт-резиденции, и местным жителям – очень хочется, чтобы о нем узнали. Ведь Выкса стала в последние годы центром уличного искусства. Художники расписывают здесь стены домов, режиссеры ставят спектакли прямо на набережной, в автобусе и даже за рыночными прилавками, а музыканты играют на сцене вместе с заводскими рабочими… И мозаика из битого стекла как раз вписалась в фестивальный образ жизни, ведь она собрана на улице, а значит, тоже полноправная часть уличной культуры!

Преображение бутылочного стекла в красоту придумала художник-график и директор галереи-мастерской «Граунд-Солянка» Катя Бочавар. Она была режиссером музыкального перформанса «Триоратория» на прошлогоднем фестивале. В нем, например, пианист Петр Айду, основатель «оркестра без дирижера», и его музыканты-перкуссионисты исполняли свою партию на металлических трубах, посвятив ее местному металлургическому заводу…

А также выступил специально созданный сводный хор Выксы, где пели и взрослые, и дети. Успех был грандиозный. Но Кате как художнику хотелось раскрасить пространство. Она гуляла по городу в поисках творческих идей, и на одной из пятиэтажек ей попалась на глаза старая облупившаяся мозаика из керамической плитки. Пожалуй, единственное архитектурное украшение в эпоху сурового советского минимализма. Какой Дом культуры, какой Дом пионеров обходился когда-то без мозаичных космонавтов в ракетах и девушек в кокошниках?! И Катя подумала: почему бы не украсить городские стены мозаикой, ведь граффити часто закрашивают жилищные службы или уродуют вандалы, а этот вид искусства и красивый, и долговечный. Мозаику не надо часто подновлять, и в то же время она продлит советскую традицию, станет современным посвящением хрущевкам, спасшим многих сограждан от бездомности, от тесных клетушек в холодных бараках.

– Я начала рисовать эскизы для будущих витражей и думать над тем, чтобы проект отвечал социальной повестке дня, – говорит Катя. – Мне казалось, что в наше тревожное время людей надо собирать вместе и погружать в общие медитативные практики, в спокойный совместный созидательный труд. Тем более что Выкса – моногород, здесь живут в основном рабочие градообразующего завода. А пьянство – это огромная социальная проблема каждого малого города. Любая дорожка, любой двор усеяны битым стеклом, мы ходим по нему, не задумываясь о том, что это ценное сырье, уникальный материал. Для нас это просто мусор. Почему бы не дать ему вторую жизнь?

Так родился проект, который, как считает Катя, меняет минусы на плюсы. Или создает добро из зла. Герой одной мудрой книги говорил, что добро можно делать из зла, потому что его больше не из чего делать. Зло бывает настолько всесильно, что все хорошее вокруг разбивается вдребезги, как бутылка. Но все-таки остаются осколки, из которых можно слепить нечто красивое и доброе.

Кроме социальной составляющей проекта есть еще и экологическая – очистка города от бытовых отходов, апсайклинг, то есть переработка их для общественно полезных нужд, и экономия ресурсов. Бочавар узнала о городской студии «Яркая стекляшка» и познакомилась с ее мастерами Катей и Женей, у которых уже была новенькая печка для обжига стекла. В отличие от печи для обжига керамики ее энергоемкость чуть больше энергоемкости утюга, она жжет мало электричества и бережет природные ресурсы.

Клич пустили по городу, выксунцы стали собирать бутылки и сдавать их не в утиль, а в новую мастерскую мозаики, получившую название «РАЗ». К проекту подключились местные экологи, работники ресторанов, в одном из цехов даже поставили контейнер для сдачи тары с маркировкой «РАЗ». Организаторы фестиваля и городская администрация также поддержали проект и подобрали для мастерской уютное пространство с кирпичными сводами – помещение к тому времени уже закрывшегося антикафе.

Теперь сотрудницы мастерской моют бутылки, снимают с них этикетки, разбивают и запекают стекло до «морского» состояния. А все остальное делают выксунцы и гости города. Они приходят на мастер-класс и в течение часа выкладывают мозаичные рисунки по Катиным эскизам в небольшой рамке размером примерно 10 на 15 см или 20 на 20 см на стекле, смазанном клеем. Эскизы необходимы, ведь не всегда человек, далекий от творчества, способен выбрать собственный сюжет. А затем получившиеся витражи еще раз запекаются, чтобы рисунок окончательно склеился и не рассыпался.

В горячие фестивальные дни студию «РАЗ» посещали по 50 человек в день. Это немало, ведь в студии только 24 табуретки, но они заняты всегда, когда объявляются мастер-классы. Приходили целыми семьями: родители с детьми, бабушки с внуками, даже компании мальчишек-подростков на час забывали о велосипедах и гаджетах и увлеченно складывали мозаичные рисунки. Заглядывали сюда и известные гости фестиваля, сидели на тех же табуреточках рядом с выксунцами, беседовали, знакомились, на короткое время создалось что-то типа социального клуба. И здорово, что семилетняя жительница Выксы увидит рядом за одним столом, например, директора ГМИИ имени А.С.Пушкина Марину Лошак, познакомится с ней поближе…

– Это не просто кружок, где люди делают панно и потом вешают их у себя дома, – говорит Катя Бочавар. – Единственное, что они унесут с собой, – это непередаваемый опыт совместной работы для украшения своего города, осознание, что они смастерили крошечную яркую деталь общего пространства. Ведь маленькие фрагменты станут в свою очередь частями единого целого.

Сейчас собрано уже около 2500 витражей, которые пока составят пробное панно на здании электроподстанции. А создатели проекта проследят за тем, как оно перезимует, как повлияют на него холода. Они рассчитывают, что мозаичное панно останется в городе навсегда, ведь мастер-классы продолжаются, в студию постоянно течет людской ручеек. Возможно, в будущем мы увидим маленькую Выксу совсем другой – одетой в стекло, в котором играет солнечный свет.

 

Людмила ПОЛОНСКАЯ, Нижегородская область, фото автора

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте