search
main
0

Вся жизнь на виду. Учителя болеют чаще. В том числе и от недостатка любви

Мое знакомство с Галиной Сергеевной Остапенко началось много лет назад, когда она еще работала учителем и школьным психологом. Сегодня она доцент, кандидат психологических наук, и психология давно уже стала главным делом ее жизни. Наш сегодняшний с ней разговор – о женском счастье и здоровье, профессиональной успешности и личной жизни, в общем, обо всем том, без чего невозможно представить современную женщину-учителя.

– Примерно в 90-х годах, – рассказывает Галина Сергеевна, – мы с моим дипломником Ильей Цыковым писали интересную работу: сравнительный портрет женщины и женщины-учителя, чем они отличаются? Когда мы провели исследование, оказалось, что женщина-учитель действительно очень отличается от обычной женщины. Она более открыта, доброжелательна и коммуникативна. А с другой стороны, она многое не может себе позволить, например, ненормативную лексику или аффективные реакции, свойственные обычной женщине. То есть она всегда должна держать себя в руках, регулировать себя, а с другой стороны, это уже становится ее внутренней потребностью, основанной на интеллигентности и интеллекте. Мы сегодня забываем об этом, а ведь интеллигентность – это очень широкое понятие, это умение слышать, слушать, помочь, а себя при этом часто оставлять на втором плане, постоянно контролируя свои эмоции.Подобная эмоциональная сдержанность часто ведет к зажиму мышечному, а потом и к психосоматическим реакциям. Обычной женщине, не педагогу, справляться с эмоциями легче: она может покричать, поплакать, потопать – и таким образом внутренне освободиться.Вспоминаю, как часто говорят сельские учителя: «Вам в городе хорошо, вы можете хотя бы раствориться в толпе, а я и этого не могу себе позволить, даже не могу на улицу в халате выйти, потому что на меня смотрят: как я одета, как веду себя, с кем общаюсь!» Учитель постоянно в центре внимания.- Получается, что женщины-педагоги более подвержены различным заболеваниям?- Да, и психосоматическим расстройствам, в том числе заболеваниям эндокринной системы, ЖКТ, вегетососудистой дистонии, а фарингиты и ларингиты в нашем случае вообще профессиональные заболевания, но тоже имеющие связь с психосоматикой. Происходит перенапряжение нервной системы, которое в итоге ведет к различным заболеваниям. Большинство женщин-педагогов, уходя на пенсию, страдают подобными заболеваниями… Но помочь себе можно.Моя система строится на системе тренингов. Я проводила тренинги в нескольких школах Воронежа, цель – профилактика синдрома эмоционального выгорания, который как раз и ведет к нервному перенапряжению и заболеваниям. Свой опыт я позже перенесла в лекции, которые читала в областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, и эти лекции пользовались большим успехом у коллег.Так как же помочь себе? Первое и самое простое – режим сна и отдыха. Еще физиолог Павлов говорил, что режим – основа здоровой нервной системы. Поэтому наш первый вопрос: сколько вы спите? Словесник наверняка ответит, что до трех часов ночи проверяет тетради. Но, может быть, их стоит проверять в школе после уроков, чтобы не нести домой, оставить для дома временное пространство. Или определить специальные дни для проверки, то есть нужно четко структурировать рабочее время, иначе этот процесс затянется, и граница между работой и домой расплывется. Если такой границы нет, значит, вы неспособны организовать свое рабочее время так, чтобы компенсировать затраты и отдохнуть.Мы ведь сами детям объясняем, что здоровый сон – основа крепкой нервной системы, надо проходить все фазы сна: 11 часов ночи, 3-4 часа и 5-6 часов. Если вы эти фазы прошли, вы за 7-8 часов отдохнете по-настоящему, стабилизируются все ваши нервные и физические процессы.После саморегулирования особое внимание надо обратить на саморефлексию. В этом помогут специальные упражнения, с помощью которых мы будем создавать комфортную ситуацию в своем сознании. Представьте себе те моменты, когда вам бывает комфортно: вы в бассейне, вы в лесу, может быть, на рыбалке, или вы только что внесли в дом охапку выстиранного, пахнущего свежестью белья, или, например, убрали квартиру и наслаждаетесь чистотой… То есть вы вспоминаете те жизненные эпизоды, которые для вас эмоционально значимы. Погрузитесь в эти события на миг! Вспомните, прислушайтесь, что происходит с телом, послушайте, как спокойно бьется сердце, как становится внутри легко и спокойно… На это нужно всего две минуты. Я обращаюсь к личностному опыту каждого, человек подключает свой собственный ресурс, и в этот период процессы саморегуляции стабилизируют все органы и системы. Клетки начинают работать синхронно, и процессы стабилизируются. Такие упражнения дают возможность приобрести свой личностный опыт саморегуляции организма.- А бывает, что человек не может расслабиться?- Конечно, это означает, что рациональное доминирует, человек не впускает эмоциональное и не может расслабиться. Это плохо, он не может регулировать свое состояние. Поэтому сначала можно дома попробовать учиться расслабляться – включить классическую музыку, принять душ, каждому свой вариант.Следующий момент – это личностный профессиональный рост. Если мы на профессиональном уровне не восполняем свой ресурс, не черпаем новую информацию, то стереотипность нам надоедает. Учитель должен обновлять свои знания постоянно. В особенности потому, что современные дети настолько умны, что превосходят нас. И они очень чувствительны, до 17 лет подростки называются сензитивно чувствительными, потому что чувствуют нас буквально кожей! С ними учителю не надо быть артистом, надо оставаться самим собой, потому что даже если вы ошибаетесь и проговариваете это, дети в подростковом возрасте оказываются самыми лучшими собеседниками. Они оценят и поймут тебя лучше, чем взрослый. Я проводила целую серию тренингов под названием «Основы конструктивного взаимодействия с трудными детьми и подростками». Даже если дети ведут себя плохо, на это есть цели плохого поведения, и учитель должен эти цели быстро диагностировать.Если говорить о личной жизни учителя, главное – помнить, что все, что происходит на рабочем месте, должно там и оставаться, не надо приносить свои отрицательные эмоции домой. Конфликты между коллегами, учениками и родителями должны оставаться там, а домой надо приходить совсем другим человеком.- Это очень трудно. Женщины, как правило, все неурядицы несут домой и тут же сообщают о них мужу.- Совершенно верно. Поэтому я говорю: коллеги, научитесь оставлять все здесь и сейчас, даже ссылаясь на духовные практики, не бойтесь подойти и если вы кого-то чем-то обидели, будьте сильнее, первой попросите прощения, извинитесь! После вы со спокойной душой уйдете домой, то есть оставите здесь и сейчас все, что вас обижало и вызывало отрицательные эмоции. В противном случае вы понесете это домой, и ваши близкие будут от этого страдать.Еще один момент – работа с телом. Когда возникают мышечные зажимы, работа с телом поможет освободиться. Можете пройти 2-3 остановки пешком, и выброс негативной энергии обеспечен. Если помогает бассейн, идите туда. Любыми способами, приятными вам, освобождайте свое тело от зажимов.- Галина Сергеевна, вы думали над тем, почему среди женщин-учителей много одиноких?- Еще Раневская сказала, что есть три профессии, с которыми надо родиться, – учитель, врач и актер. Учитель профессионально идентичен, для него первостепенна работа. С фрейдовской позиции если рассматривать, процессы сублимации доминируют: если в личной жизни не получается, то профессия заменяет все. На работе мне важно мнение учеников, коллег, родителей, и это все заменяет. Но на самом деле этого недостаточно. Каждая женщина мечтает быть счастливой. Поэтому мужчин в школе должно быть больше! В силу своей занятости женщина не может свой досуг проводить где-то вне школы, поэтому, к сожалению, профессиональное часто заменяет личное. Если говорить о семье, думаю, будет полезен опыт американского психотерапевта Вирджинии Сатир, у нее есть интересные книги, можно почитать.- В последнее время было несколько громких историй про отношения «старшеклассник – молодая учительница». На ваш взгляд, такие примеры нормальны или нет?- Это жизнь. В своей практике я знаю очень много семей, в которых учительница – молодая, юная, только что окончившая вуз, приезжает, например, работать в сельскую школу, в нее влюбляется ученик, и они соединяются в семью. Причем в одной из таких семей жена активно помогала мужу и с высшим образованием. Потом он стал доктором, в их семье сейчас трое детей, и все счастливы. Но, с другой стороны, женщина-учитель должна понимать, что есть границы, что перед ней несовершеннолетний. Молодые люди инстинктивно могут подчиняться чарам молодой учительницы, она должна помнить об этом. Это естественный процесс. То же самое и с молодым учителем-мужчиной, девчонки всегда строят глазки, улыбаются… Так всегда было и будет. Самое главное, чтобы учитель не переходил границу! Чтобы понимал, не забывал, что перед ним ученик, который прежде всего должен окончить школу. Мое мнение таково: пусть выстраиваются отношения, учительница остается наставником, а ученик пусть восхищается и любуется своей учительницей. А все остальное – после окончания школы! Если, конечно, в этом будет потребность, ведь чувство может развиться, а может, как огонь, блеснуть и погаснуть. Кстати, если потом это заканчивается браком, то, как правило, ведущая роль остается за учительницей, а муж остается ведомым.Повторюсь: о нравственных границах и этических нормах помнить надо всегда! Перед нами ученик. Это профессиональная сторона: надо понимать, что идет процесс развития ребенка и не надо вмешиваться в этот процесс так рано.Кстати, семья тоже может помочь избежать синдрома профессионального выгорания. Если что-то не ладится в семье, проведите самооценку, насколько хорошо вы раньше обращались к своему супругу и насколько это изменилось сейчас. Как мы ведем себя в присутствии посторонних, как в присутствии детей, как принимаем свекровь и тещу – все это очень важно. Потому что так мы поддерживаем фундамент ранее созданных отношений.В завершение разговора позволю себе один совет, в основе которого все та же профилактика нашего эмоционального здоровья. Если вам плохо, грустно и одиноко, постарайтесь посетить места, где родились, и встретиться со старыми и добрыми друзьями. В моей жизни тоже был момент, когда показалось, что жизнь закончилась. И тогда я поехала на свою родину, на Брянщину. Вспомнила, как мне в детстве хотелось очень-очень увидеть вблизи аистов. А не получалось, издали видела, а вблизи – нет. Когда я приехала на родину, брат посадил всех в машину и повез на речку. И вдруг в 25 метрах от нас я увидела сразу несколько аистов! Я словно снова вернулась в детство. Cнова жизненные силы наполнили меня!

Татьяна Масликова, Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте