search
main
0

Вся власть – советам? Школьное самоуправление набирает обороты

Как известно, руководство Министерства образования и науки РФ ратует за развитие государственно-общественного характера управления школой, и в том числе за создание управляющих советов, призванных принимать активное участие в школьной жизни. В связи с этим ЦК Профсоюза работников народного образования и науки решил изучить, на какой правовой основе они создаются, какие полномочия им отводятся, и не возникает ли при этом противоречий с федеральным законодательством. Результаты юридической экспертизы, проведенной специалистами профсоюза, мы представляем вашему вниманию.

Началу практической работы управляющих советов на местах предшествовали проекты, реализованные в 2002-2004 годах Высшей школой экономики в рамках Федеральной программы развития образования:

1. «Разработка механизмов совершенствования форм и активизации участия профессиональных объединений и ассоциаций образовательных учреждений, педагогических и научных работников, родителей (законных представителей) и общественных организаций в реализации государственной политики в области образования (в т.ч. предложения по совершенствованию законодательства)» (2002 год);

2. «Создание комплексной модели участия общественности в управлении образовательными учреждениями общего образования» (2003 год);

3. «Разработка нормативной и методической основы создания и функционирования советов общеобразовательных учреждений (включая анализ международного опыта, экономических аспектов деятельности советов общеобразовательных учреждений, корректировку и расширение комплекса нормативно-правовой базы, обеспечивающей их деятельность)» (2004 год).

Нормативная основа деятельности управляющих советов

Правовая основа возможности создания управляющих советов – статья 2 Закона РФ «Об образовании», в которой провозглашен принцип государственно-общественного управления школой, а также статья 35, согласно которой «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».

Вместе с тем в настоящее время на федеральном уровне нет никаких нормативных актов, определяющих понятие «управляющие советы», а также их компетенцию.

На уровне субъектов РФ и муниципальных образований принимаются нормативные акты, утверждающие примерные положения об управляющих советах. Сами положения принимаются непосредственно в образовательных учреждениях, а в уставы школ вносятся соответствующие изменения.

В тех регионах, где начали действовать управляющие советы, уже разработан пакет необходимой документации, отработаны различные модели выборов и кооптации членов совета, организации его деятельности.

В 2004 году министр образования и науки РФ направил органам управления образованием Карелии, Красноярского края, Москвы, Воронежской, Московской, Самарской, Тамбовской и Ярославской областей письмо «О поддержке инициативы общеобразовательных учреждений, органов управления образованием по апробации ими модели управляющих советов общеобразовательных учреждений» (№АФ-144 от 27 апреля 2004 года).

А позже эти регионы получили из Департамента общего и дошкольного образования Минобрнауки РФ методические рекомендации по организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений (№14-51-131 от 14.05.2004). (Для сведения: в указанных рекомендациях не предусматривалась компетенция управляющего совета по распределению доплат и других стимулирующих выплат работникам образовательных учреждений.)

В Министерстве образования и науки РФ создана координационная группа по развитию государственно-общественного характера управления общеобразовательными учреждениями (приказ от 24 декабря 2004 года №143).

Работа по созданию и развитию деятельности УС в регионах показала, что они постепенно включаются в процесс управления школой, осваивая отведенное им поле деятельности.

Функции управляющих советов

Достаточно часто в положении об управляющем совете общеобразовательного учреждения его определяют как коллегиальный орган школьного самоуправления, имеющий полномочия по решению вопросов функционирования и развития учреждения, определенные уставом школы.

Анализ нормативных правовых актов субъектов РФ, а также ряда положений об управляющих советах, принятых в образовательных учреждениях, показывает, что к числу основных функций управляющего совета относят:

– согласование основных стратегических вопросов – о составе и реализации школьного компонента стандарта, об открытии тех или иных профилей школы, об утверждении программы развития школы;

– управление школьной жизнью, укладом – разработка учебного графика, введение школьной формы, возможные изменения в питании и медицинском обслуживании детей и т.п.;

– участие в экономической жизни школы – согласование бюджетной заявки на финансирование от учредителя, утверждение сметы расходов и содействие пополнению школьной казны из внебюджетных средств, обеспечение эффективности и прозрачности всей внутришкольной экономики.

Вместе с тем иногда к функциям управляющих советов относят участие в распределении доплат и надбавок стимулирующего характера (Тамбовская область, Чувашская Республика).

Выводы

На федеральном уровне законодательно не определено понятие «управляющий совет образовательного учреждения» и не определена его компетенция.

1) Примерные положения об управляющих советах утверждаются нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований. Положения об управляющих советах принимаются непосредственно в учреждениях, а в уставы вносятся соответствующие изменения.

2) Управляющие советы создаются в основном в тех регионах России, где реализуется комплексный проект модернизации образования.

3) Достаточно часто территориальные организации профсоюза дают свои предложения и замечания при разработке региональных нормативных правовых актов, связанных с созданием управляющих советов.

4) Представители первичных профсоюзных организаций часто являются членами управляющих советов. В ряде регионов в нормативных правовых актах, утверждающих примерное положение об управляющем совете образовательного учреждения, закреплено условие об обязательном включении в его состав представителя профсоюзной организации.

5) При разработке в образовательных учреждениях локальных нормативных актов, регулирующих деятельность управляющих советов, следует разъяснять руководителям следующие положения действующего законодательства.

В соответствии со статьей 29 Трудового кодекса РФ представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников образовательного учреждения, в соответствии со статьями 30, 31 ТК РФ является представительным органом работников.

Согласно статьям 8 и 135 Трудового кодекса РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В связи с этим при установлении выплат компенсационного и стимулирующего характера учет мнения представительного органа работников нельзя подменять учетом мнения органов самоуправления образовательного учреждения (управляющего совета, попечительского совета, педагогического совета и других), так как это является нарушением трудового законодательства.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте