search
main
0

Вся наша жизнь – театр. Самое главное – справиться со своей ролью

Абсолютным победителем конкурса «Лидер в образовании-2005» в номинации «Лидеры органов управления образованием» стал министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман. Он пошел на конкурс затем, чтобы Астраханскую область заметили, перестали путать с Архангельской, чтобы она получала инвестиции. Участвовать во всех конкурсах и побеждать – к этому он призывает всех коллег. Тем, кто говорит, что это сложно, теперь приводит в пример себя: сложно, но можно.

Биографии чиновников всегда понятны и ясны, иначе их бы не назначали на руководящие должности. Биография Виталия Гутмана вызвала у меня множество вопросов. Зачем, спрашивается, вполне благополучному мальчику, успешно закончившему астраханскую школу №22, устраиваться грузчиком-стропальщиком в УПТК треста «Астраханводопроизводстрой», да еще работать там три года, спокойно дожидаясь, когда его наконец призовут в ряды доблестной Российской Армии? Оказывается, Виталий Александрович в школе бредил театром и занимался в городской театральной студии. А вот дальше именно любовь к театру стала самым существенным образом влиять на его уже взрослую жизнь. Сразу после школы он отправился в Москву с единственным намерением: стать артистом. Но в 1979 году он провалился на экзаменах сразу в четыре вуза. Работа грузчика не мешала готовиться к поступлению в театральный вуз, и три года подряд Виталий Гутман поступал во все московские театральные училища. Наконец, в 1980 году он прошел все три тура в Щепкинском училище, и комиссия, оставив из 800 претендентов двоих, делала выбор между ним и Домогаровым. Домогарова взяли, Гутману не помогло даже то, что именно с ним народный артист СССР Виктор Коршунов на пару спел песню «Три танкиста». На этом мечты о профессиональной артистической стезе закончились, и началась другая карьера – педагогическая. Виталий Гутман поступил в Астраханский пединститут на исторический факультет, отучился четыре года и был призван в армию. Правда, служить долго не получилось: призвали в декабре 1984-го, а в июле 1985-го уже отпустили – в семье Гутмана родился второй ребенок, и отцу семейства в соответствии с тогдашними законами позволили заниматься исключительно воспитанием подрастающего поколения. На дневное отделение в АПИ он уже не вернулся, доучиваться пришлось на заочном, работая учителем истории в астраханской школе №33. Это был удивительный учитель истории – тут же создал школьный театр. Через три года Виталий Александрович переберется на должность организатора внешкольной и внеклассной воспитательной работы в другую школу – №19, чтобы создать там школу с театральным уклоном, в которой еще через три года станет директором. Позже Гутман попытается создать первую в Астрахани гимназию при Молодежном жилищном кооперативе (МЖК), и эта работа его сильно увлечет. Но дело это было непростое, поэтому он часто обращался в тогдашний областной Департамент общего и профессионального образования то с одной просьбой, то с другой. Через какое-то время руководителю департамента, как считает сам Виталий Александрович, надоело объяснять, почему та или иная просьба не может быть выполнена, и он предложил директору занять должность начальника отдела дошкольного, общего и профессионального образования. Так началась чиновничья карьера Виталия Гутмана.

За восемь лет работы начальником отдела он постепенно набирался опыта, в 2001 году прошел переподготовку в Астраханском филиале Волгоградской академии государственной службы по специальности «Государственное и муниципальное право». В 2002 году его наградили нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ» и назначили председателем Астраханского городского комитета по образованию и науке. Как он работал? Хорошо, потому что в феврале 2005 года новый губернатор Александр Жилкин назначил его министром образования и науки Астраханской области, причем через два дня после назначения Виталий Гутман защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Проектный метод деятельности органов управления как средство развития территориальных образовательных систем». На вопрос, почему именно на Гутмана пал выбор, Александр Александрович ответил так: «Потому что он высокопрофессиональный, мобильный человек, у него хорошие отношения с Министерством образования и науки РФ, они говорят на одном языке, при нем область вошла в эксперимент по образовательным округам и внедряет все новое, что появляется в рамках модернизации российского образования, предлагает свои инновации, которые подхватывают другие регионы». Насчет одного языка с Минобрнауки РФ можно посомневаться. Гутман, не стесняясь, говорит о том, что в российском образовании отсутствует вменяемая система управления, в результате 75 процентов проблем обусловлены пробелами в законодательстве, нехваткой кадров, устаревшей системой их подготовки и переподготовки. И к национальному проекту он относится скептически: считает, что премии в 100 тысяч рублей нужно давать не лучшим учителям, работу которых не нужно стимулировать дополнительно, ибо они и так работают замечательно, а средним и молодым. Именно их нужно поддерживать и настраивать на творчество. Гутман одобряет предусмотренное премирование лучших школ в объеме миллиона рублей, но как директор со стажем считает, что по предложенным правилам, которые установлены федеральными властями, школы этих денег не захотят: слишком много бумажной волокиты, слишком много времени и сил нужно затратить, чтобы сначала получить эти средства, а потом – отчитаться перед множеством самых разных структур об их использовании. К тому же Виталий Александрович убежден, что проект «Поддержка школ, реализующих инновационные образовательные программы» назван неправильно: в педагогике не может быть инноваций, они могут быть только в технологии, но технологии, судя по всему, авторы проекта не имели в виду. Так что под федеральное министерство Гутман не подлаживается, не стремится кому-то понравиться, имея собственное мнение и собственную позицию по каждому поводу.

Анализ Астраханской региональной системы образования, проведенный Виталием Александровичем и его командой, привел к неутешительным выводам: они поняли, что в том виде, в котором она была и отчасти есть сегодня, во многом не соответствует потребностям ни населения, ни экономики региона, и нужно принимать довольно серьезные радикальные меры по выводу ее из кризиса. За основу был взят тезис: система должна давать качественное образование каждому при эффективном использовании имеющихся ресурсов и привлечении дополнительных инвестиций. В итоге был разработан стратетический план развития, или, как больше нравится Гутману, модернизации системы образования Астраханской области.

В прошлом году была принята отраслевая целевая программа «Ресурсное обеспечение реализации стратегического плана развития образования Астраханской области на 2006-2007 годы», которая, в частности, позволит предоставлять населению широкий спектр образовательных услуг, регулировать номенклатуру специальностей в НПО в соответствии с потребностями рынка труда, улучшить материально-техническую базу учреждений образования.

В программе есть несколько важных моментов.

Первый – реализация нового финансово-хозяйственного механизма, введение нормативно-подушевого финансирования. Когда Гутман предложил все это, критиков было очень много, причем во многом они выступали с чисто политических позиций, но с того момента, когда в сентябре 2005 года Владимир Путин сказал, что деньги должны следовать за учеником, критики стали соратниками.

Второй – оптимизация в 2007 году сети образовательных учреждений общего и начального профессионального образования – кадровое и научное обеспечение образовательной системы региона, развитие системы мониторинга, продолжение компьютеризации учебных заведений. Сельскому ученику недоступна качественная образовательная услуга, поэтому тут есть два выхода. Один – бесконечное накачивание денег, но Гутман его не принимает, полагая, что мы пока не научились использовать даже те деньги, которые в системе есть сегодня. Другой – создание сети ресурсных центров, вся эта работа в области сейчас уже идет. Например, в одной из сельских школ Харабалинского района в течение семи лет не было учителя английского языка, совершенно понятно, что его не будет и далее. Поэтому выход не интернаты, против которых настроен Гутман, а именно ресурсные центры. Под кадровым обеспечением подразумевается, в частности, и реорганизация института совершенствования учителей, введение ваучерного финансирования повышения квалификации (деньги следуют за учителем). Слово «ваучер» у многих вызывает раздражение, но Гутман его употребляет, поскольку считает точно отражающим смысл: при ваучере учитель сможет выбирать, где ему повышать свою квалификацию. Что касается начального профессионального образования, то Гутмана совсем не радуют бодрые отчеты, что каждый второй выпускник училища трудоустраивается по специальности. Он тут же спрашивает: «А куда идет каждый первый?» и подсчитывает: 50% не трудоустраиваются, 20% идут в армию, 30% – неизвестно где, и получается, что 30% бюджетных денег выбрасываются на ветер. Поэтому он считает, что нужно создавать губернские колледжи, объединяя в них программы начального и среднего профессионального образования.

Третий – создание системы мониторинга образовательных потребностей и контроля качества образования через расширение деятельности Центра мониторинга качества образования, через расширение предметов, которые выпускники школ будут сдавать в формате единого государственного экзамена.

Программа самым непосредственным образом совпала с необходимостью привлечения в экономику образования новых материальных, интеллектуальных, кадровых и управленческих ресурсов. Тем более, что она будет реализована наряду с экспериментом по управлению образованием на основании образовательных округов. За два года предстоит объединить образовательные ресурсы нескольких муниципалитетов, образовательные учреждения получат сразу двух учредителей – государство и местное самоуправление, и каждый будет отвечать только за свою часть обеспечения деятельности учреждений. Государство в лице региона – за содержание, местная власть – за материальную базу. Это вызывает сопротивление муниципалитетов, но эксперимент покажет, кто прав – сторонники или противники.

Трудно ли работать Виталию Гутману? Непросто, поскольку его работа – борьба, но это судьба каждого руководителя, привносящего новое в ту систему, которой руководит. Что ему помогает? Ориентирование на потребности общества: мечта Виталия Александровича (пока, к сожалению, недостижимая) – провести всеобщие областные выборы в областной образовательный совет.

А как же театр, спросите вы? Театр остается для Гутмана самым большим увлечением, которое помогает ему творчески относиться к управленческой работе. А как иначе? Ведь, по сути дела, жизнь – театр, все мы в ней – актеры, важно только искренне и честно относиться к той роли, которая тебе отведена.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте