search
main
0

Встречают по одежке. Правила оформления текста исследовательской работы и подготовки доклада на конференцию

Завершаем разговор об исследованиях, начатый в №5 «Учительской газеты» от 2 февраля 2016 года и в №9 от 1 марта 2016 года.

Правильное оформление текста исследовательской работы так же важно, как и ее суть. Встречают, как известно, по одежке. Правила оформления можно найти на сайтах конференций. К сожалению, часто мы сталкиваемся с тем, что не только школьники, но и взрослые люди этих правил не знают или не соблюдают. Итак, внимательно прочитайте правила. Решите, на какую секцию вы подаете работу. Обратите внимание, есть ли ограничения по объему. Напоминаем, что нет взаимосвязи  между объемом работы и ее оценкой. Не забудьте о корректности названия, подробном оглавлении, правильных названиях разделов.Научный текст  не беллетристика. Для  него характерен особый  стиль изложения – сдержанный, без эмоций, типичная лексика и устойчивые речевые конструкции. Не принято писать текст от первого лица (допустимо для младших школьников). Можно использовать выражения  «мы», «в наших экспериментах», «нами установлено» или безличные обороты. Разумеется,  надо использовать терминологию, но не перегружайте текст сложными и многочисленными терминами. Вся работа должна быть написана в едином стиле. Если обзор литературы полностью списан с научных источников, а представление и обсуждение результатов автор излагает детским языком, то это производит плохое впечатление. Естественно, никто не требует, чтобы младшие школьники писали сугубо в научном стиле. Лучше, если они будут и в письменном тексте, и в докладе более естественны. Вполне допускаются фразы: «Меня заинтересовало», «Летом я был в деревне и увидел», «Я решил провести эксперимент» и т. п., но при этом структуру работы и другие правила соблюдать необходимо. Граница между детской и взрослой манерой для каждого ребенка индивидуальна, жестких норм в этом случае нет, но по мере взросления школьника стиль надо менять.Перед отправкой обязательно надо проверить текст, найти и исправить все ошибки, опечатки. К сожалению, в некоторых работах они встречаются в огромном количестве, это говорит о безответственности школьника и руководителя, что чрезвычайно раздражает рецензента.Надо понимать, что текст работы на заочном конкурсе и доклад для выступления на  конференции оцениваются по разным критериям.Каким же должен быть идеальный доклад?  Он  строится по определенной схеме. Объем зависит от того, сколько времени отведено на выступление. В большинстве случаев это 8-10 минут. Поэтому необходимо написать полностью  весь текст доклада и несколько раз отрепетировать, причем вслух, а не про себя. Тогда можно будет рассчитать время. Сейчас буквально все участники делают  презентации доклада. Число слайдов примерно равно количеству минут выступления. Порядок предъявления слайдов соответствует плану доклада. Сделав правильную презентацию, вы получаете почти готовый доклад.Примерный порядок показа слайдов1. Титульный  слайд – название работы, ФИО автора, школа, класс, ФИО научного руководителя с указанием его должности, званий, научной степени.2. Несколько вводных фраз об актуальности работы, значимости данной проблемы  (можно использовать текст из «Введения»).3. Цель и задачи работы, гипотеза.4. Характеристика объекта исследования, перечисление и краткое описание  методов работы.5. Слайды, представляющие результаты работы (таблицы, графики, диаграммы и т. д.).6. Выводы.7. Благодарности (руководителю, консультанту, всем, кто помогал в работе).Требования к оформлению слайдовПрезентация исследовательской работы – это не зачет по информатике. Часто приходится видеть презентации невероятно ярких цветов, с огромным количеством ненужных картинок  или слайдами со сплошным текстом. Главное и самое интересное в исследовании – это результаты. Они должны доминировать в презентации и докладе. Каждый слайд должен иметь заголовок. Лучше не заполнять текстом весь слайд, а делать нумерованные или маркированные списки и не злоупотреблять подобными слайдами. Размер шрифта должен быть таким, чтобы текст, результаты  могли  увидеть в любой аудитории. Для смыслового выделения фрагментов, числовых данных можно использовать жирный шрифт или другой цвет. Школьники очень любят использовать яркий фон и белый шрифт, в качестве фона использовать узоры, картинки, фотографии. В такой презентации невозможно что-либо понять. Поэтому предпочтительнее темный шрифт на светлом фоне. Все слайды должны быть сделаны в одном стиле. Это касается и фона, и шрифта, и типов диаграмм и таблиц. В презентации, как и в докладе, не должно быть текста из обзора литературы. Это типичная ошибка. Основное время и внимание уделяется результатам работы. Их надо представить так, чтобы за 20-30 секунд показа слайда все стало понятно. Поэтому если вы  представляете результаты  в таблицах, то они должны быть небольшими (максимум 8-10 ячеек), а все цифры набраны максимально крупным шрифтом. Не надо называть и комментировать все результаты. Наиболее значимые из них  можно выделить цветом, это сразу привлекает внимание. Таблицы и рисунки должны иметь подписи, обозначения,  чтобы в них можно было разобраться за время демонстрации слайда. Если нужно одновременно сравнить данные, то на одном слайде можно разместить несколько небольших графиков или диаграмм. Результаты обычно комментируют и анализируют устно. До сих пор некоторые участники считают, что   анимация – это «особый шик». Но мода на   высыпающиеся буквы, выплывающие фразы и прочие эффекты закончилась. Не надо, чтобы в работе о сколиозе на каждом слайде прыгали скелеты и т. п. Без крайней необходимости не следует применять ни звук, ни анимацию. Они только мешают восприятию результатов. Чувство меры важно всегда, особенно в области науки. В презентации не должно быть множества слайдов с фотографиями автора работы, которые у экспертов называются «семейный альбом». Покажите 2-3 фотографии, не более. А вот фотографии объекта исследований – растений, животных, иногда самих результатов – должны быть обязательно. И не надо в текстах работ и презентациях  предъявлять все предыдущие дипломы автора на иных конференциях. Оценивается только  конкретная работа, а не предыдущие достижения.Рекомендуется пронумеровать все слайды презентации. В некоторых случаях полезно сделать запасные слайды с результатами, которые не вошли в доклад, но могут представлять интерес и вызвать вопросы,  или с   вариантами продолжения  исследования. Это показывает, что автор прекрасно разбирается в теме, предугадывает  вопросы, видит перспективы развития работы.  Закончив оформление презентации, надо представить себя слушателем в аудитории  и оценить  все со стороны. Просмотрите слайды через проектор. Хорошо ли все видно из последнего ряда? Может ли не знакомый с работой человек разобраться в сути  исследования, оценить результаты и выводы за время показа слайдов? Не забывайте, что  автор знает свою работу и ему все понятно, но остальные видят и слышат ее в первый раз.На очной конференции оценивается в первую очередь сам доклад.  Поэтому свободная манера намного лучше, чем чтение с листа или слайдов. У кого-то эта способность врожденная. Остальным нужно тренироваться. Докладчику следует обращаться  к аудитории, а не к экспертам (не стоит по школьной привычке смотреть на учителя и ловить его реакцию). Не обязательно  надевать черную юбку и белую блузку, но внешний вид и поведение должны соответствовать  официальному мероприятию.  Советуем прийти в аудиторию до начала заседания, оценить ее размер, освещение, проверить, открывается ли презентация на компьютере. На всякий случай лучше иметь дубликаты распечатанного  текста работы и презентации на разных носителях. Школьникам (особенно интровертам, стеснительным) надо тренироваться, чтобы отработать нужную громкость голоса, выразительные интонации, научиться акцентировать внимание слушателей на самых интересных моментах работы.     Необходимо следить за чистотой речи, избегать избыточного употребления иностранных терминов, слов-паразитов, сложных по конструкции предложений или бытовых выражений.  После доклада принято задавать вопросы, и совсем не для того, чтобы завалить, как  думают многие школьники, а  чтобы уточнить то,  что не поняли или не услышали, лучше разобраться в деталях работы, предложить возможные способы устранения  недочетов или пути продолжения исследования. Поэтому руководителям надо учить своих подопечных не только делать доклады, но и отвечать на вопросы.Если участник прекрасно доложил работу, но потом не смог ответить на вопросы, это ухудшает впечатление и снижает оценку. Одно дело – оценка текста, результатов и оформления работы, и совсем другое – устный доклад. Можно стать лауреатом заочного  конкурса и потеряться на конференции. А можно и наоборот, так как на конференции оценивают и саму работу,  и ее представление автором.Критерии оценки выступлений на заседаниях секций:- соблюдение структуры доклада и регламента; – сложность и грамотность выполнения работы, соответствие возрасту, степень самостоятельности;- владение знаниями по теме исследования, научной терминологией; – грамотная  речь;- артистизм и выразительность выступления;- высокое качество ответов на вопросы; – грамотное  выполнение презентации.И учителям, и школьникам надо помнить, что на всероссийских конференциях эксперты оценивают не самого школьника, а  конкретную  работу и ее представление. Часто они советуют, как улучшить работу, в каком направлении продолжить исследование. Конференции МАН «Интеллект будущего» существуют уже 30 лет. Мы видим, как повышается уровень работ, что говорит и о росте компетентности руководителей. Многие  дети благодаря исследовательской деятельности, участию в конференциях не только повысили самооценку, научились работать, но и выбрали жизненный путь.​Ирина ЛЕКАХ, кандидат биологических наук, зам. директора по НМР Обнинской свободной школы, доцент кафедры биологии Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», эксперт конкурсов и конференций Малой академии наук «Интеллект будущего»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте