Не улеглись страсти после очередного конкурса «Учитель года», который прошел в Тюмени, а в разных уголках России уже отголоски формируют новый имидж учителя на форумах, фестивалях, конкурсах. Одновременно в Туле, Красноярске, Краснодаре, Иркутской области и Ижевске, в Лазаревском большие и малые «пеликаны» делились творческими педагогическими открытиями, проводили мастер-классы, показывали открытые уроки.
Хотелось побывать в каждой точке развития конкурсных идей и пообщаться с «пеликаньим» братством, но, увы, пространственно-временной континуум не позволил этого сделать. Разорваться было невозможно. Нужно было выбрать что-то одно. И я полетел в город Ижевск для участия в проекте «Мобильный учитель», который придумал Ахтам Чугалаев, директор прекрасной школы «Гармония», и вот уже десять лет ученики встречаются с призерами и победителями конкурсов «Учитель года», «Педагогический дебют».
Анастасия Чижик, ученица десятого класса, так написала о проекте: «Мобильные учителя в «Гармонии», как яркий праздник, скрасили осеннюю неделю перед каникулами. Это всегда динамично и интересно! Уроки литературы, физики и биологии прошли на одном дыхании. Всего за 40 минут новый учитель мастерски успевает привлечь внимание ребят и заставляет задуматься над актуальными проблемами современности. Это ли не настоящий профессионализм? Очень здорово, что в нашей школе есть такая возможность посмотреть на привычные предметы с другого ракурса и нестандартно получить новые знания!»
Идея проекта проста: учитель-гость в рамках имеющегося школьного расписания и программы проводит уроки. Это не открытые, но и не закрытые, а обычные и привычные уроки, которые мы проводим в своих школах, со своими ребятами. На нынешнюю сессию в школу «Гармония» приехали Наталья Тихонова, учитель русского языка и литературы из Воронежа, Сергей Софенко, учитель биологии из Санкт-Петербурга, Кирилл Демушов, учитель русского языка и литературы из Москвы, и я, Андрей Сёмке, учитель физики и астрономии из Ейска.
Два года назад мне посчастливилось участвовать в этом проекте. Было приятно, что школьники запомнили мой приезд и пытали меня, помню ли я их. В общей сложности за четыре года мы провели в Ижевске чуть меньше 80 уроков! В кадетских и лингвистических классах, спортивных и музыкальных. Каждый урок – это маленькая вспышка! Как будущим звездам хоккея, которые учатся в 7‑м классе и играют за молодежную команду «Ижсталь», доступно и, самое главное, интересно рассказать о массе? Почему масса защитника должна быть больше массы нападающего, как бить по шайбе, чтобы она по инерции двигалась с большей скоростью? А как в музыкальном классе тему «Плавание» раскрыть так, чтобы она была понятна ученикам и пригодилась в жизни? Нашел материалы, благо в моих сборниках задач для гуманитарных и естественно-научных классов, которые выпустил в свое время Михаил Нянковский (издатель и он же абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-1994), их предостаточно.
Интересными и захватывающими были занятия и у моих коллег. Ученики отмечали неповторимый стиль Натальи Тихоновой в ее подходе к творчеству Бунина. Школьники подмечали тонкости поэтики и гармонию слов великого писателя, и это было для них эмоционально окрашено и важно. Сергей Софенко провел тонкую грань между реальными людьми и совершенными. Уже иные филологические грани, скрытые в произведении «Господин из Сан-Франциско», показал Кирилл Демушов.
Сама атмосфера сотворчества, содружества, соучастия позволяла насытить учебный день школьника неповторимыми эмоциями. Встреча с молодыми педагогами, еще одна часть программы, замышлялась на небольшой промежуток времени, но продлилась до позднего вечера. Энергетике и непосредственности, быстроте мысли и креативности ее участников можно лишь позавидовать!
Большим бонусом лично для меня стало неожиданное участие в интеллектуальном шоу, которое организовал Центр атомной энергетики «Суд над супергероем». В зале «Интеграл» с коллегой из Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН Андреем Чукавиным, кандидатом физико-математических наук, мы рассмотрели действия персонажа из комиксов и фильмов Флеша. Я выступал в роли адвоката и парировал все вопросы прокурора. Борьба научности с лженаукой удалась на славу. А в выигрыше остались зрители, которые узнали много нового о теории Эйнштейна, ознакомились с парадоксом близнецов, научились путешествовать во времени и пространстве.
Ижевск встретил нас гостеприимно. Благодарим семью Леры Балтычевой, ее родителей за прекрасный этнокулинарный педагогический совет. За столом собираются учителя, они обычно говорят о своих детях-учениках, о своей школе, о своем очень важном и нужном ремесле. Так и случилось в этот раз – душевно, по-домашнему вкусно и искренно, по-семейному тепло. Мы также встретились с удивительными Юлей и Димой Варламовыми-Коноваловыми и с подросшими за эти два года детками. Все они наши друзья, которые появились благодаря конкурсу «Учитель года России».
Участвуя в подобных проектах, понимаешь, что в России искусственный интеллект никогда не победит живого преподавателя у доски. Культурный код народа, его душа не дадут самой совершенной технологической машине заменить человека. А мы, учителя, будем учить детей летать, ведь «учитель – это даритель света и художник жизни», о чем сказал Шалва Амонашвили в своих «Максимах гуманной педагогики», за что спасибо великому педагогу и «Учительской газете», которая недавно опубликовала рукопись его новой книги.
Андрей СЁМКЕ, ведущий специалист ИРО Краснодарского края, заслуженный учитель Кубани, учитель года-2000, фото автора
Комментарии