search
main
0

Встреча, посвященная Учителю с большой буквы, прошла в Петрозаводске

В читальном зале Научной библиотеки Петрозаводского государственного университета коллеги, ученики и студенты приняли участие во встрече \”Учитель с большой буквы: памяти доцента Зары Габбасовны Юсуповой\”. Воспоминания, письма, фотографии, музыка – это то, что всем пришедшим помогло вновь ощутить присутствие любимого для многих педагога, который нередко был строг, но всегда говорил правду.

…Если бы была жива Зара Габбасовна Юсупова, то так и стоять мне за закрытыми дверями. Почему? Все просто. Стоило только зайти в аудиторию минутой позже, чем прозвенел звонок, пару ты простоишь в коридоре. В перерыве, если только он случится и если повезет, можно будет пробраться на последнюю парту и сидеть там, уткнувшись в тетрадь, чтобы повторно не быть выдворенным за опоздание.

Строгость, принципиальность и непоколебимость в убеждениях – с этим сталкивались на четвертом курсе все студенты филфака ПетрГУ в течении 36 лет работы Зары Габбасовны. Казалось, что не было у нее иного призвания и дела – учить нас, будущих педагогов, которые должны говорить грамотно, не опаздывать, уметь делать конспект урока и не бояться детей. Год, проведенный с преподавателем Юсуповой, по воспоминаниям многих присутствовавших, стоил всех лет обучения в вузе – он менял жизнь, установки, самого человека. Многие студенты после педпрактики уезжали работать в сельскую школу, приходили в городские учебные заведения и главное – больше не боялись не знать, потому как были научены учиться, искать и не сдаваться.

– Методика преподавания русского языка в школе началась для меня с лекций Зары Габбасовны. Помню, как мы учились оформлять опорные конспекты, – вспоминает филолог петрозаводской школы №10 имени А.С. Пушкина Наталья Артемьева. – До сих пользуюсь этим методом в своей работе! Никогда не забыть, как писали конспекты к урокам, а потом их переписывали. А сколько раз мы обсуждали, как готовить уроки развития речи, будь то сочинение по картине или изложение по прочитанному тексту! Благодарна Заре Габбасовне за ее уроки жизни, за те верные советы начинающим учителям. Многое я использую в своей работе, чему научила нас Зара Габбасовна. Любой дидактический материал для объяснения и закрепления темы я беру из художественной литературы. То, что я работаю в школе, во многом заслуга моих преподавателей ПетрГУ –  Зары Габбасовны Юсуповой и Инны Павловны Ивановой!

Учителей на встрече присутствовало до обидного мало. Связано это было с тем, что почти все городские филологи проверяли итоговые сочинения одиннадцатиклассников. Но многие из них сказали бы с уверенностью, что благодаря курсу методики они пришли в профессию, а большинство остались в ней навсегда.

Оказалось, что у строгого учителя была удивительно насыщенная жизнь. Хор – Зара Габасовна любила петь и выступать, спорт – черно-белый газетный снимок с легко бегущей девушкой тут же появился на экране, театр – об этом рассказала родная сестра преподавателя Зифа Габбасовна, активная работа в профсоюзе и, конечно, студенты!

Ведущий редактор издательства ПетрГУ Ирина Куроптева вспомнила, как однажды вернулась домой со сдачи зачета в половину первого ночи. Она, кстати, была не последней – в аудитории еще оставались студенты. Преподаватель вуза Николай Тищенко припомнил, что конспект урока сдал с десятого раза, но, когда Зара Габбасовна без подготовки, заменяя заболевшую студентку, провела блестящий урок с пятиклассниками Чалнинской сельской школы, студенты больше не сетовали на строгость учителя…

Много искренних, важных слов прозвучало на встрече единомышленников. Было и сожаление – написанию докторской диссертации Зара Габбасовна предпочла жизнь здесь и сейчас, отдавая всю себя без остатка школе, учителям, студентам. Так что ее работы, представленные на выставке, это то наследие, тот возможный диалог с автором и любимым учителем, которого до сих пор не хватает многим.

В 1997 году редактор газеты \”Петрозаводский университет\” Людмила Кириллова, ныне покойная, в своем материале, посвященном Заре Юсуповой, отмечает, что она человек увлеченный. \”Не увлекающийся, а потом бросающий начатое, а именно увлеченный, – отмечает автор. – То она, филолог, осваивает метод математика Шаталова и добивается успеха, то одной из первых среди гуманитариев осознает возможности компьютера, изучает его и использует ЭВМ на всю катушку\”.

Одно из ноу-хау Зары Габбасовны как раз касалось новейших на тот момент технологий. Обучающие программы для средней школы \”Чудо-дерево\”, \”Найди свою Атлантиду\”, \”Дорогу осилит идущий\”, \”Я не волшебник, я только учусь\” были отмечены грантами, лауреатствами и получили международное признание. Так что обучение языку не сводилось преподавателем методики к зазубриванию материала. Она, наоборот, неустанно повторяла, что каждый урок русского языка должен быть уроком развития речи и не боялась пробовать новые методы обучения языку.

Встреча завершилась легко и грустно. Как завершается не всякая жизнь на земле. Коллеги вспоминали шутки Зары Габбасовны, читали любимого ею Некрасова наизусть, зачитывали письма тех, кто не смог быть на встрече.

… В кабинете кафедры русского языка до сих пор стоит стол, на котором – тетради, книги, плакаты с опорными конспектами к урокам. Так и кажется, что Зара Габбасовна Юсупова скоро вернется сюда, чтобы прочесть еще одну лекцию.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте