search
main
0

Встаньте в круг. Как стать участником сетевого проекта

В школе появились компьютеры и интернет. Вы начали использовать ИКТ на своих уроках, оптимистично – один раз в месяц, реалистично – один раз в четверть. Разобрались с типами уроков, включили их в свой план, поняли, что вам ближе и нужнее, дополнили, развили, обогатили. Научились пользоваться поисковыми системами, обучили учеников. Что дальше? Педагоги – люди общительные. Хочется открыть окно в мир, значит, пора за работу.

Окончание. Начало в №4, 2007 г.

Часть вторая. Открываем окно в мир

Начнем с создания группы единомышленников. Обсудите проблемы и идеи с директором школы, с коллегами. Создайте страницу школы, расскажите, кто вы, чем интересно ваше учебное заведение и что вас интересует у других. Можно найти сайты российских школ через «Яндекс»: на главной странице нажмите на ссылку «Образование», в строке «Поиск» наберите слова «Сайты российских школ». Около десяти лет назад мы создали страницу школы как на русском http://sch130.nsc.ru, так и на английском языках http://www-eng.sch130.nsc.ru/. Сайт постоянно обновляется, мы помещаем на нем новости, информацию о школе, сообщения о проектах.

Если вся помещаемая вами в сети информация на русском языке, то о вас узнают только в России. Если вы хотите быть частью мирового образовательного процесса, объединитесь с учителями иностранных языков, информатики и создайте страничку новостей на английском языке.

Посмотрите, как это делается в других странах. Сразу учитесь ограничивать поиск, экономьте время. Мне часто приходится видеть, как новички, независимо от возраста, заходят в интернет, вводят одно слово: «улицы», «школы», «фотографии» и т.д. – и затем беспомощно смотрят на сообщение о том, что по данному слову во Всемирной сети имеется несколько миллионов ссылок. Я рекомендую вводить в строку поиска более конкретные фразы, например, Berkeley High School (школа в Беркли). Можно набрать название любого другого города. Дело в том, что во многих небольших городках США школа для старшеклассников – одна, так что вы попадете сразу на нужные страницы. Полезно посмотреть, что именно показывают миру коллеги из другой страны.

Если вы хотите принимать участие в проектах, зайдите на сайт IEARN (http://www.iearn.org) и заполните электронную карточку регистрации. Одновременно пришлите мне электронное письмо с сообщением о вашем интересе к проектам. Я введу вас в члены IEARN, и вы начнете получать ежемесячные новости. Читая новости, вы сможете выбрать любой проект, написать координатору и принять в нем участие вместе с учениками. Советую обращать внимание на то, какая страна является основным координатором. В уставе организации записано, что педагоги работают совместно независимо от национальности, религии, но на практике бывает иначе. Проверьте также, что именно предлагает организатор в качестве итога проекта. Обмен сведениями? Создание сайта? Издание книги? Сертификат? Обязательно зафиксируйте сроки проведения проекта.

С 1998 года я регулярно работаю над проектом «Круги обучения». До 15 сентября или до 15 января, как вам удобно, можно зарегистрироваться на сайте IEARN в качестве участника, заполнить анкету, указать, с какими странами вы хотите общаться. Затем каждые две-три недели вам будут приходить детально разработанные задания от глобального координатора. Он сформирует Круг общения, учитывая ваши пожелания. Кроме того, несколько опытных педагогов помогут по ходу дела разобраться с трудностями. В каждом Круге обычно бывает около десяти школ из разных стран. Получив первую анкету, вы заполните ее вместе с учениками, отошлете на коллективную почту. Поначалу количество получаемых посланий может ошеломить, потому что в течение полугодия вы будете получать все, что отсылается вашему Кругу. Не пугайтесь. Прочитав электронные анкеты из школ-участниц, определитесь, кто именно вас интересует больше всего. Затем необходимо будет выбрать темы, на которые ваши ученики будут писать сочинения. Выбор совершенно свободный, поэтому лучше всего исходить из своего учебного плана.

Приведу примеры. Проходя тему «Экология. Окружающая среда», мои ученики написали сочинения, разобрали выражения, связанные с погодой и климатом, создали свои странички, приняли участие в международном конкурсе. За эту работу мы получили дипломы организации «Наука в мире». В качестве письменного задания на тему «Семья» школьники написали исследования о своих семьях, о том, как они оказались здесь, в Академгородке. Часть работ мы отослали в проект «Семья», они были опубликованы в австралийском сборнике ученических трудов. По проекту «Законы жизни» мы создали демонстрационный сайт, которым учителя всей планеты пользуются как методическим пособием. Если у вас есть своя тема и понимание того, как ею заинтересовать людей из разных стран, пошлите сообщение в выпуск новостей и посмотрите, кто откликнется.

Итак, вы написали сочинения, отослали – и получили кучу посланий от других участников. Если есть возможность, распечатайте, раздайте ученикам. Выделите те, которые вас наиболее заинтересовали. Например, вы написали о праздновании Нового года в России, а вам пришло послание о праздновании Рождества в США. Вы можете задать вопросы любому участнику, а они вам. Старайтесь всегда отвечать. Если вы раздали письма детям, пусть они в указанный вами срок принесут ответы, наберут их на компьютере. У вас будет идти реальный обмен информацией, вы увидите, насколько это мотивирует ваших учеников. Активизируется лексика, знания по истории, по информатике, по литературе, математике. Не забудьте сделать фотографию своего класса.

В конце полугодия, собрав воедино все ваши труды, начиная с электронной анкеты, вы сами удивитесь, как много сделано, сколько вы узнали! Вы также получите от глобального координатора Сертификат участия, он пригодится при переаттестации. Обычно у себя в школе мы собираем работы учеников в отдельный сборник и распечатываем несколько копий, чтобы в школе были бумажные книжечки. Они станут примером для тех учителей, кто только начинает работать по проектам.

Давайте разберем конкретный пример участия в проекте. В течение полугода я консультировала нескольких учителей и поняла, что нужна детальная методическая помощь.

Возьмем самый простой и понятный для отечественного педагога проект «Местная история» и рассмотрим ступени работы над ним. Несколько лет я была глобальным координатором данного проекта и разработала рекомендации по его проведению. Техническую поддержку осуществляет IEARN, на сайте создан форум, где участники могут помещать свои труды и читать, что написали школьники из других стран.

Предметная область: любая. По названию можно решить, что данный проект годится только для уроков истории и иностранного языка. Действительно, большинство школьных проектных эссе в мире пишется на английском языке. Ученики рассказывают о своем родном крае, об улицах, школах, семьях, природе, о национальных обычаях, праздниках, о фотографии на стене и любимых животных. Я предлагаю учителям вести работу на том языке, который им удобен. Конечно, на английском языке ваши труды прочтут в любой стране. Но для начала подойдет и ваш родной язык, тогда вы узнаете, где еще говорят по-русски (по-немецки, по-французски, по-болгарски, на хинди, суахили, испанском…). Если вы учитель физики или математики, то можно дать задание написать о системе преподавания вашего предмета в России или об известном ученом. Уверена, если вы начнете заниматься проектом, то сумеете найти неожиданный ракурс в собственном предмете. Не надо стремиться к массовости. Любой педагог знает: если в классе есть один ученик или одна ученица, которые делают больше других, стремятся принять участие в олимпиаде, конференции или проекте, то нам повезло. Хуже, если в классе нет ни одного такого ученика.

Уровень владения ИКТ: прежде чем взяться с учениками за проектную работу, проверьте себя. Понимаете ли вы, что такое форматировать, помещать труды детей на международном форуме? Сумеете ли отослать письмо координатору? Напомню, что проект «Местная история» веду я, значит, проблем с языком у вас не будет, да и стесняться нечего, все новички начинают с нуля.

Сроки проведения проекта: учебный год. 15 мая очередной год закрывается. До конца июня координатор работает с полученными эссе, собирает их в сборник.

Что имеем: в течение учебного года или четверти ваши ученики будут работать над выбранной темой, обмениваться мнениями со сверстниками, а вы будете накапливать знания. Если захотите, сможете написать собственные методические записки и рекомендации. В конце учебного года все (и ученики, и учителя) получат электронный сертификат участия. Распечатаете и приложите к своим отчетам, к материалам для переаттестации. Старшеклассники положат сертификат в собственную папку, которая пригодится им при поступлении в вуз.

Если повезет и я сумею найти спонсоров, то труды будут собраны в книжечку, которую в сентябре бесплатно получит каждая школа-участница.

В школах зачастую нет людей, знающих, что и как делать, способных помочь. Педагоги перегружены работой, репетиторством. Материальных стимулов нет. Если ситуация не изменится, увы, информатизация школ останется на бумаге, а оборудование придет в негодность. Людей нужно не только учить обращаться с техникой, их необходимо поощрять за применение инновационных методик преподавания.

Нина КОПТЮГ, учитель английского языка лицея №130, E-mail: koptyug@sch130.nsc.ru, Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте