Любимая «Учительская», которую читаю всегда очень внимательно, в декабре по-хорошему меня удивила, перепечатав в рубрике «УГ» 90 лет» материал Н.К.Крупской 86-летней давности «Старое перевернуто, но не изжито». Причем не только перепечатала, но и от редакции задала непростые вопросы, как я понял, в надежде получить на них ответы читателей.
Крупской не дано было дожить до наших дней, узнать о трагедии холокоста, фактах государственного антисемитизма на определенном этапе истории СССР, о многих больных вещах современной социальной жизни.Феномен антисемитизма требует фундаментального рассмотрения (от самого понятия до причин появления, практики реализации и т. п.), что невозможно сделать в короткой заметке. По этому поводу написано много работ, достаточно разных, но не исчерпывающих проблему.Почти полвека жизни в советском и постсоветском Узбекистане не дают мне основания для сетований по поводу проявлений антисемитизма: в Ташкенте речь шла скорее об отношениях узбеков и «русских» (это понятие включало всех остальных, кроме узбеков). Российская, тульская, часть моей жизни во второй половине 90-х и начале XXI века напомнила о живучести этого явления и на бытовом уровне, и в отдельных проявлениях общественных действий. Можно ли считать, как пишет «УГ», что «учителя и журналисты от образования упорно не желают говорить об этом»? Не уверен. И потом, о чем именно говорить? Если вернуться к статье Крупской, то автор в русле господствовавшей тогда идеологии писала об антисемитизме как о «наследии проклятого царского режима» и рекомендовала рассказывать ребятам, как расправлялось царское правительство с еврейской беднотой, как устраивало оно еврейские погромы. Нынешняя «Учительская газета» пишет о современных российских педагогах – участниках реализации федеральной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», о проведении уроков холокоста и так далее, об удивительном Еврейском музее и центре толерантности, открывшемся в Москве в 2012 году. Но проблема-то остается…В одном из номеров «УГ» в расширенной колонке главного редактора шла речь о новой книге А.Г.Асмолова «Оптика просвещения: социокультурные перспективы», в которой говорится о захватывающей перспективе – перспективе восхождения к Разнообразию. Разнообразию Личностей, Разнообразию Культур, Разнообразию Цивилизаций… Издание помогает понять смыслы Просвещения, смыслы деятельности современных учителей и средств массовой коммуникации в движении к ЕДИНСТВУ РАЗНООБРАЗИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. Какое это имеет отношение к проблеме антисемитизма сегодня? Уверен, что самое прямое. Ефим ШАИН, профессор Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого
Комментарии