Конкурс-игра «Русский медвежонок – языкознание для всех» – младший брат популярного международного математического конкурса «Кенгуру – математика для всех». Впервые «Медвежонок» был проведен в 2000 году по инициативе Кировского центра дополнительного образования одаренных школьников при поддержке Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета и Российского оргкомитета «Кенгуру».
Интерес к игре постоянно растет: если в «Медвежонке-2000» участвовали 64000 школьников, то через год в «Медвежонка» играли уже более 259000 школьников России, Украины, Белоруссии и Латвии, через два – почти 424000 школьников, а в 2008 году число участников впервые превысило два миллиона: в нем приняли участие более 2327000 школьников из 19 стран. Так что теперь конкурс можно по праву считать международным. В России в конкурсе прошлого года участвовало 18 с лишним процентов от общего числа школьников страны.
У массовости «Медвежонка» две причины. Во-первых, он доступен. Игра проводится прямо в школах, занимает всего около полутора часов, и участвовать в ней могут все желающие. Записывать решения не нужно – достаточно выбрать один из предложенных пяти вариантов ответа и отметить его номер на специальном бланке. Во-вторых, составители стараются подбирать задания, требующие не только (и не столько) знания правил, но и общей культуры, логики и размышления, а порой и чувства юмора. Ведь главная цель игры – показать красоту русского языка, преодолеть представление о нем как о формальном и скучном предмете.
Задачи конкурса предназначены для школьников разных возрастов – от 2-го до
11-го класса. Составители готовят 5 комплектов заданий: для 2-3-х, 4-5-х, 6-7-х, 8-9-х и 10-11-х классов. Для самых младших – 26 задач (а с 2009 г. – 28), для остальных возрастных групп – по 30. По уровню сложности в каждой возрастной группе задачи делятся на три части: первые десять задач по 3 балла элементарны – они доступны каждому, задачи второго десятка четырехбалльные – с ними может справиться хороший ученик, а последние десять пятибалльных задач – олимпиадной сложности, над ними иной раз и специалист поломает голову. Так что каждый участник может найти интересные задания по своим силам. В последние годы организуется и пользуется популярностью также интернет-конкурс «Русский медвежонок для учителей», для которого методическая комиссия готовит 12 непростых задач.
Методическая комиссия конкурса состоит из двенадцати человек, в основном это специалисты в области русского языка и общего языкознания. Основные авторы задач – преподаватели, аспиранты и выпускники РГГУ и МГУ. Однако список авторов открыт, в комиссии с удовольствием рассматриваются задачи новых, только начинающих авторов. Все составляемые для конкурса задачи тщательно проверяются членами методической комиссии, которая работает в течение всего года. Многие задачи приходится существенно перерабатывать, а иные и отбраковывать, поскольку задачи должны удовлетворять ряду разных параметров. Задачи отражают различные аспекты русского языка: фонетику и графику, орфографию и пунктуацию, морфемику, морфологию и синтаксис, лексическую семантику, фразеологию, этимологию и т. д. Кроме того, в варианте, как правило, есть самодостаточная задача на неизвестный иностранный язык и одна-две словесные головоломки. После проверки решений задач, осуществляемой с помощью компьютера, проводится статистический анализ решений, который показывает уровень сложности задачи и выявляет характерные ошибки, что учитывается при написании решений и комментариев, публикуемых в сборниках, а также при составлении вариантов задач следующего года.
За прошедшие годы накоплено более 1300 задач-тестов, а авторский коллектив насчитывает уже более 60 человек. Задачи после конкурса не забываются, а начинают новую самостоятельную жизнь: многие преподаватели с удовольствием используют их на занятиях не только со школьниками, но и со студентами в самых разных курсах русского языка.
Задачи конкурса с решениями, комментариями и статистикой ежегодно выпускаются отдельными брошюрами. Сейчас готовится к изданию сборник всех задач за 10 лет, где задачи будут упорядочены тематически. Этот сборник, мы надеемся, окажется полезным для учителей при подготовке определенных тем как для уроков, так и для внеклассной работы.
Приведем несколько примеров задач разной степени сложности, затрагивающих различные языковые явления (правильные ответы выделены жирным шрифтом):
1. Сколько звуков [с] в предложении:
Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи?
(А) один; (Б) два; (В) три;
(Г) четыре; (Д) пять.
2. Какие слова пишутся с дефисом после корня -пол-: 1) (пол)ложки, 2) (пол)лимонной дольки, 3) (пол)огурца,
4) в(пол)оборота, 5) в(пол)силы?
(А) никакие; (Б) все; (В) все, кроме 5; (Г) 1, 3; (Д) 1, 3, 4.
3. В каком из названий частей слова нет этой самой части?
(А) приставка; (Б) корень; (В) суффикс; (Г) окончание; (Д) основа.
4. Какое из этих слов по смыслу сильно отличается от всех остальных?
(А) хлебница; (Б) яичница; (В) супница; (Г) сахарница;
(Д) салатница.
5. Даны пять существительных. Какое из них обладает грамматическим свойством, которым не обладают остальные?
(А) брюки; (Б) перила; (В) ботинки; (Г) санки; (Д) ворота.
6. Начался концерт. Прошло 5 минут, и прозвучала известная мелодия. После концерта пять слушателей рассказали об этом так:
1) Через пять минут прозвучала мелодия.
2) Пятью минутами позже прозвучала мелодия.
3) Пятью минутами спустя прозвучала мелодия.
4) Пять минут спустя прозвучала мелодия.
5) Спустя пять минут прозвучала мелодия.
Кто из них построил фразу правильно?
(А) все; (Б) все, кроме 3; (В) все, кроме 2, 3; (Г) все,
кроме 3, 4; (Д) 1, 5.
7. В газете появилась статья «Иваненко уволил Петренко». Рассмотрим следующие утверждения:
Иваненко и Петренко – мужчины.
Иваненко и Петренко – женщины.
Иваненко – мужчина, Петренко – женщина.
Иваненко – женщина, Петренко – мужчина.
Сколько из них точно неверны?
(А) таких нет; (Б) одно; (В) два; (Г) три; (Д) четыре.
8. Какие предложения содержат прямое дополнение?
1) Он разговаривал по телефону одну минуту.
2) Ничто не нарушало тишины.
3) Налейте мне еще чаю.
4) Я с интересом прочитал эту книгу.
(А) 4; (Б) 1, 4; (В) все; (Г) 3, 4; (Д) 2, 3, 4.
9. Кто лишний в компании музыкантов?
(А) флейтист; (Б) роялист; (В) виолончелист; (Г) альтист; (Д) лишних нет, все они – музыканты.
10. Вот список слов: джаз, рок, поп, блюз. Сколько слов из него есть в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля, изданном в 60-е годы XIX века?
(А) ни одного; (Б) одно; (В) два; (Г) три; (Д) четыре.
11. Даны глаголы: 1) сидит, 2) лежит, 3) висит, 4) идёт. Какие из них можно использовать как сказуемое, если подлежащим будет слово платье?
(А) все; (Б) все, кроме 1; (В) все, кроме 2; (Г) все, кроме 4; (Д) 2 и 3.
12. У вас с другом отцы хорошо знакомы и в приятельских отношениях. Дополните фразу: Они друг с другом …
(А) на равной ноге; (Б) на короткой ноге; (В) на близкой ноге; (Г) на одной ноге; (Д) на двух ногах.
13. Студент по телефону жаловался маме: «Денег осталось очень мало, ну просто кот…».
Тут связь прервалась. Какое слово мама не услышала?
(А) намяукал; (Б) намурлыкал; (В) насмеялся; (Г) наурчал; (Д) наплакал.
14. Город Великие Луки получил такое название из-за того, что:
(A) славился мастерами по изготовлению луков;
(Б) в его окрестностях лук вырастал особенно крупным;
(В) город прославили его основатель Лука Великий и его сын Лука Лукич;
(Г) в нем находится штаб-квартира компании «Лукойл»;
(Д) река, на которой он стоит, имеет большие излучины.
15. Известно, что русским словам черта и смерть в сербском языке (родственном русскому) соответствуют црта и смрт. Как перевести на сербский слово червь?
(А) черв; (Б) чрв; (В) церв; (Г) црв; (Д) црвь.
16. В предложении Зима кончается «спрятано» слово мак. В четырех из этих пяти предложений «спрятаны» названия птиц, а в одном – название цветка. В каком?
(А) Сестрица пляшет. (Б) Лилипут кашляет. (В) Врачи ждут. (Г) Метро закрыто. (Д) Книга истрёпана.
Елена МУРАВЕНКО, кандидат наук, доцент РГГУ, председатель методической комиссии и научный руководитель конкурса «Русский медвеженок»
Подробнее о «Русском медвежонке» можно прочитать на официальном сайте викторины http://www.rm.kirov.ru.
«Медвежонок-2009» – юбилейный десятый – состоится в четверг, 12 ноября. Провести конкурс у себя может любая школа, обратившись в свой региональный оргкомитет (его координаты можно найти на сайте конкурса). А четвертый интернет-конкурс «Русский медвежонок для учителей» будет проходить на сайте конкурса с 9.00 воскресенья, 28 февраля, до 23.00 понедельника, 1 марта 2010 года.
Комментарии