Какова роль семьи в современном обществе? Какую помощь она оказывает образовательному учреждению и, наоборот, какую помощь оказывают школа, государство и общество семье в реализации ее функций? Что надо сделать, чтобы повысить образовательный потенциал семьи? Ответы на эти вопросы надо искать не только в самой семье, но и в деятельности общественных организаций, институтов нарождающегося гражданского общества, государства и общества в целом.
Негативные тенденции
Приходится констатировать, что сегодня в сфере образования и воспитания человека семья не выполняет должным образом свои функции. Она во многом перестала обеспечивать умственное, нравственное и физическое развитие ее членов. Нельзя не отметить духовное и культурное обеднение жизни семьи, равнодушие к судьбам детей, безразличие к своему положению в обществе. Потребительское поведение становится по образцу западных стран структурной основой и российского общества. В результате стремление к удовольствиям оттесняет на второй план нормы долга и ответственности.
Очевидно, правильно среди множества причин, вызывающих отмеченные негативные тенденции, выделить две основные: во-первых, несовершенство законодательства в области прав и ответственности супружества и родительства, семьи в целом; во-вторых, размытость или вовсе невыполнение семьей функции внутреннего социального контроля. Поясню подробнее, что я имею в виду.
Несмотря на многочисленность нормативно-правовых актов в данной сфере, их эффективность остается низкой. Как результат в России наметилась тенденция увеличения числа детей, в нарушение закона не обучающихся в образовательных учреждениях.
В чем причина?
Социальная миссия и функции современной российской семьи крайне противоречиво представлены, недостаточно защищены как в действующем законодательстве, так и в сфере социальной и семейной политики. На семью возложена ответственность за образование и воспитание детей, в то время как основные ресурсы образования и воспитания остаются у государства. Зачастую приоритет устанавливается в пользу индивидуума, а не семьи, что не может обеспечить ей ни правового статуса субъекта социальной политики, ни полноценного участия в различных образовательных проектах. Соответственно деятельность образовательных учреждений, педагогических коллективов, психологических служб поддержки семьи лишена ориентиров и четкой правовой основы. Система правовых отношений между семьей, государством и обществом в сфере воспитания, образования и социальной защиты человека нуждается в серьезном развитии и совершенствовании. Нужно заявить о приоритете семьи и семейных ценностей в образовательном процессе.
В государственной социальной и семейной политике не определена роль семьи в общественном воспроизводстве, нет четкой оценки значимости и стоимости затрат, производимых семьей на воспитание и образование детей, социальную поддержку своих членов. Это мешает семье реализовывать свои функции. Действующий перечень минимальных социальных гарантий не отражает реальных потребностей современной российской семьи.
Не только низкий материальный уровень негативно сказывается на реализации семьей своих образовательно-воспитательных функций. Нередки случаи, когда в обеспеченных семьях вырастает бездуховная молодежь. И это очень страшно, ведь образованный человек, лишенный духовности и нравственности, способен причинить обществу значительный вред.
Острое противоречие
Сегодня государство и социум в значительно большем объеме, чем в предыдущие десятилетия, делегируют полномочия социального контроля семье, самому индивидууму. И возникает вопрос: под силу ли это семье? Всякая ли семья способна взять эту миссию? Внутренний социальный контроль требует знаний, умений, ответственности родителей и всей семьи перед обществом. Очевидно, что не каждая семья способна к выполнению этой роли. Здесь обнаруживается явное расхождение между высокой общественной значимостью семьи и ее стремлением реализовать права на частную, независимую жизнь. Это одно из наиболее острых противоречий, в которых живет современная семья. Ослабление внутреннего социального контроля, за которое ответственны родители, делает малоэффективным внешний социальный контроль со стороны государства. Известно, что очень часто государство выступает в роли пассивного наблюдателя и пострегистратора распада семьи.
В этих условиях правомерно объявить проблемы семьи приоритетными в современной России. Это объединит общество. О том, что семья нуждается в помощи, поддержке всего государства, не будут спорить ни государственные структуры, ни политические партии, ни тем более общественные организации. Необходимо укреплять и развивать непреходящие ценности семьи, в частности ее культурно-образовательный потенциал. Такая позиция государства позволит всем субъектам политики строить свои социальные программы, опираясь на принципы высокой нравственности и коллективности, которыми всегда отличалась российская семья.
Практические рекомендации
Итак, обществу необходима целостная и конструктивная системная программа содействия современной семье. Эта программа поможет семье реализовать свои функции в сфере образования и воспитания.
В России исторически сложились различные направления и формы реализации функций семьи в области духовного развития, образования и воспитания. Главные из них:
– духовно-мировоззренческое и общекультурное развитие членов семьи;
– физическое развитие;
– социализация членов семьи на основе диалектического сочетания потребностей и интересов личности, общества и государства;
– подготовка членов семьи к индивидуальной, трудовой, общественной и другой деятельности.
Семья должна способствовать формированию таких важных социально-нравственных качеств современной личности, как демократизм, гражданственность и толерантность, добросовестное и творческое исполнение личных, семейных, государственных и общественных обязанностей.
Без государственно-общественных форм содействия семья не может выполнить свои функции в сфере духовной жизни, образования и воспитания.
В этой связи предлагаю следующие практические рекомендации:
– разработать федеральную целевую программу «Семья, образование, воспитание, духовность»;
– возродить и узаконить как необходимый социальный институт семейный всеобуч, в центре внимания которого были бы вопросы ответственного родительства;
– обеспечить правовые условия реализации семьей своих функций в области духовного развития, образования и воспитания, для чего внести соответствующие дополнения и уточнения в действующие федеральные законы об образовании, о браке и семье и т. п.;
– приоритетным направлением деятельности педагогических коллективов должна стать социально-педагогическая работа с семьей, в центре которой педагогика сотрудничества взамен педагогики воздействия;
– необходимо возобновить подготовку профессионалов для сферы воспитания, в том числе семейного (классных руководителей для школ, методистов по воспитанию и др.);
– значительно расширить целенаправленную подготовку специалистов по социальной работе с семьей для общеобразовательных школ КБР. Кабардино-Балкарский государственный университет вправе рассчитывать на такой социальный заказ. Кроме того, на базе университета можно создать научно-педагогический центр для переподготовки специалистов по работе с семьей, осуществления межведомственного взаимодействия в процессе реализации научных и образовательных программ по проблематике семьи.
Башир ХУБИЕВ, доктор философских наук, заведующий кафедрой теории социальной работы Кабардино-Балкарского государственного университета
Комментарии