search
main
0

Всероссийская олимпиада по правовому образованию 2001-2002 учебный год

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации
Учреждения повышения квалификации работников образования

О подготовке Всероссийской олимпиады школьников по правовому образованию 18-24 марта 2002 года
В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 17.10.01 N 801/13-13 “О проведении Всероссийской олимпиады школьников по правовому образованию” научно-методическое обеспечение олимпиады, разработку заданий осуществляет методический совет организационного комитета олимпиады. В целях организации подготовки к олимпиаде оргкомитет сообщает, что задания для всех этапов олимпиады разрабатываются в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательной области “Обществознание”, требований к уровню подготовки выпускников основной и полной (средней) школы.
1. Обычай. Мораль. Право. Понятие, нормы, отрасли, источники права, правовые акты.
2. Конституция – Основной Закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации. Местное самоуправление.
3. Права человека. Международные документы по правам человека. Права ребенка. Защита прав человека. Система судебной защиты прав человека. Правовая культура.
4. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы.
5. Публичное и частное право. Правоотношения, их виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, семейного, трудового и уголовного права в Российской Федерации.
6. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды. Уголовная ответственность. Административный проступок. Правоохранительные органы.
7. Рыночная экономика как объект воздействия права. Государственно-правовое регулирование экономических отношений. Собственность, сделки, договоры. Юридические формы предпринимательства.
Задания для школьного, регионального и заключительного этапов олимпиады составляются для каждой возрастной группы (9-й кл. и 10-11-е кл.) и отличаются по степени сложности на каждом этапе. Оргкомитет планирует опубликовать и разослать в органы управления образованием для предварительного ознакомления и использования образцы различных видов заданий для всех этапов олимпиады.
Надеемся, что участие школьников в олимпиаде будет способствовать распространению правовых знаний, формированию правовой культуры школьников, а также станет важным шагом на пути становления системы правового образования в школе.
Дополнительную информацию можно получить в организационном комитете олимпиады по e-mail: schools@ilpp.ru или по телефонам: 926-40-74, 926-40-75.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с письмом Минобразования России от 17.10.2001 N 801/13-13 “О проведении Всероссийской олимпиады школьников по правовому образованию в 2001-2002 учебном году” методическим советом оргкомитета олимпиады разрабатываются задания для проведения школьного, регионального и заключительного этапов олимпиады.
В целях оказания методической помощи по организации подготовки к проведению олимпиады направляем для ознакомления образцы различных видов заданий, которые будут представлены в конкурсных заданиях олимпиады (приложение).
Пакеты конкурсных заданий для проведения школьного этапа олимпиады будут высланы заказным письмом на имя руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации 27 ноября 2001 года.

Конкурсные задания для проведения регионального этапа олимпиады будут направлены оргкомитетом по тем же адресам в декабре 2001 года.
Информация о проведении заключительного этапа олимпиады будет сообщена позднее.

Адрес оргкомитета Всероссийской олимпиады по правовому образованию школьников: 101000, г. Москва, а/я 224;
телефон: (095) 926-40-74, 926-40-75;
телефон/факс (095) 926-41-33;
электронная почта: schools@ilpp.ru

Образцы конкурсных заданий

1. Тестовые задания закрытого типа

1.1. Закрытые тесты с выбором одного верного ответа. Количество вариантов ответа составляет 4 или 5. (Правильный ответ выделен).

Пример: Правило поведения, установленное государством, имеющее обязательную силу, регулирующее общественные отношения и предусматривающее в случае его нарушения юридическую ответственность, называется:
а) правовая норма;
б) социальная норма;
в) религиозная норма;
г) политическая норма.
1.2. Задания на выявление отношения к суждению. (Правильный ответ выделен).
Пример: Согласны ли вы со следующими суждениями:
Деньги – это ценные бумаги.
Да. Нет.
Лицо, имеющее право на получение алиментов, может уступить это право другому лицу.
Да. Нет.

1.3.Закрытые тесты со множественным верным ответом. Количество вариантов ответа составляет 5 и более. Из них следует выбрать два или более верных вариантов ответа. (Правильные ответы выделены).

Пример: Выделите признаки, характеризующие гражданские правоотношения:
а) имущественная самостоятельность сторон;
б) отсутствие равноправия сторон;
в) отношения возникают по инициативе одной из сторон;
г) равенство субъектов правоотношений;
д) один из субъектов правоотношения всегда – государственный орган.

1.4. Задания на установление соответствия. В этом случае предлагается таблица и два списка, например, список понятий и список их определений. При этом количество определений на одно-два больше, чем число понятий (объем сравнений резко повышает трудность задания). (Правильный ответ приведен в таблице).

Пример:

Понятия:
а) кодекс,
б) законодательство,
в) правовой обычай
г) нормативно-правовой акт,
д) юридический прецедент.

Определения:
1. Официальный письменный документ, принятый уполномоченным органом и содержащий нормы права.
2. Определенная иерархия законов и подзаконных актов, действующих в стране.
3. Сводный, целостный юридический документ, регулирующий определенные группы общественных отношений.
4. Сложившееся в данном обществе правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного его повторения.
5. Судебное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при решении схожих дел.
6. Акты, устанавливающие или санкционирующие нормы права.

1.5. Задания на выстраивание правильной последовательности по какому-то основанию, например по процедуре принятия закона.

Пример: Расположите в правильной последовательности этапы принятия федерального закона:
а) утверждение закона в Совете Федерации РФ,
б) внесение законопроекта,
в) опубликование закона,
г) подписание закона Президентом РФ,
д) обсуждение закона в Государственной Думе,
Правильный ответ: б), д), а), г), в).

2. Тестовые задания открытого типа

2.1.Открытые задания с кратким ответом (правильный ответ выделен курсивом).

Пример: Дополни предложение, чтобы по смыслу оно соответствовало норме ГК РФ.
Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он

или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается

Правильный ответ.
Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью.

2.2. Расшифруйте аббревиатуру: ООН

Правильный ответ: ООН – Организация объединенных наций.

2.3. Открытые задания с развернутым ответом (задания такого типа требуют четкой стандартизации критериев ответа и шкалы оценивания; задания с развернутым ответом не должны превышать 25% от общего числа конкурсных заданий).

Пример: Назовите конституционные характеристики Российского государства

Правильный полный ответ: Россия – демократическое, правовое, федеративное, светское, социальное государство с республиканской формой правления.

2.4. Задачи, требующие правового решения.

Пример: Миронов одолжил на три месяца деньги в сумме 1 тысяча рублей Пронину. Деньги Миронов передавал в присутствии Павлова, Николаева и Терехина – коллег по работе. Через три месяца Пронин деньги не вернул и заявил, что вообще не помнит о долге. Миронов огорчился, что у него нет на руках расписки от своего должника в получении денег. “Да что тут думать, – убеждает Миронова Павлов. – Обращайся суд, мы все пойдем и расскажем, как было дело. Мы ведь втроем все видели”.

Верный ли совет дает Павлов Миронову? Да. Нет. Почему?
Правильный полный ответ: Дан верный совет, поскольку в соответствии с ГК РФ в простой письменной форме должны совершаться сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда. В данном случае сделка может быть совершена в устной форме.

3. Темы для творческих эссе (для заключительного этапа)

3.1. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами”.
3.2. “Величайшее поощрение преступления – безнаказанность”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте