search
main
0

Всерьез и надолго. Президент лично проконтролирует строительство «Нашей новой школы»

Утверждая образовательную инициативу «Наша новая школа», Президент России Дмитрий Медведев был уверен – инициатива эта нужная и важная. Такую уверенность дал ему разговор, состоявшийся 19 января, на первом в 2010 году заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.

В ходе Совета Дмитрий Анатольевич несколько раз настойчиво спросил министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, насколько полно концепция была обсуждена с педагогической общественностью, с родителями. И только когда услышал, что в обсуждении проекта приняли участие более сотни тысяч человек – учителя, родители, ученики, представители общественности, – что все августовские педсоветы 2009 года были посвящены «Нашей новой школе» и вообще, по мнению министра, «ни одна инициатива так полно не обсуждалась», видимо, только тогда президент и принял окончательное решение.

Кроме «Нашей новой школы», в Александровском зале Большого Кремлевского дворца в прошлый вторник решилась и судьба новой системы оплаты труда. В течение ближайших трех лет она будет введена во всех регионах. Министр образования и науки уверен: для этого есть «абсолютно реальная возможность».

Итак, жизнь получили пять направлений инициативы «Наша новая школа».

Первое направление касается новых государственных образовательных стандартов. Именно они должны обеспечить новое качество образования. На сегодня уже утвержден стандарт для начальной школы, он будет введен с 1 сентября 2011 года, а пока идет активная подготовка не только на федеральном уровне (разрабатываются новые учебники, вскоре будет опубликована примерная образовательная программа), но и на региональном, и школьном. «В первой половине этого года завершится разработка стандарта для основной и старшей средней школы», – пообещал Андрей Фурсенко.

Второе направление – работа с талантливыми детьми. Президент Дмитрий Медведев считает чрезвычайно важным «создание системы поиска и сопровождения молодежи, которая обладает современным инновационным мышлением и способна в будущем к тому, чтобы развивать «умную» экономику, экономику, основанную на знаниях. Такого рода молодых людей мы обязаны сопровождать с момента появления первых результатов в школе и соответственно в университетский и постуниверситетский период». О конкретных действиях в рамках этой идеи рассказал министр образования и науки РФ: «Первое – организация тесного взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования, домов, дворцов детского творчества, станций юных техников, клубов и так далее. И второе – открытие при федеральных национальных научно-исследовательских университетах очных и заочных школ для одаренных детей. Заочные школы – это организация дистанционного обучения. Что касается очных школ-интернатов, они уже существуют, мы их развиваем и ставим задачу перед федеральными и национальными исследовательскими университетами такие школы создать».

Третье очень важное направление инициативы – развитие учительского потенциала. Оно состоит из нескольких подпунктов. Произойдет переход к новым моделям повышения квалификации учителя. Новшество заключается в первую очередь в индивидуальном подходе – учитель сможет осваивать отдельные модули в течение года, ему не надо будет надолго отрываться от учебного процесса. И самое главное: учитель сам решает, где ему повышать свой уровень – в специализированном институте, в родном вузе или на базе инновационных школ. Изменится система аттестации педагогов. Она полностью перейдет на региональный уровень. «С 2011 года начнется постепенный, в течение пяти лет, переход к аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности. При этом у всех учителей, которые имеют квалификационные категории, они будут сохраняться до конца срока их действия», – отметил Андрей Фурсенко. Если же учитель не прошел аттестацию, сначала его школа или районное управление образования обязаны переучить педагога, а потом уже требовать переэкзаменовки. Будет модернизирована система педагогического образования. Планируется создание крупных центров педагогического образования с развитой психолого-педагогической магистратурой в каждом федеральном округе, городе федерального значения либо присоединение педагогических вузов к классическим университетам в виде специализированных факультетов. А тысяча успешных выпускников вузов, изъявивших желание работать в школах, получат гранты. Один такой грант на два года будет «стоить» полмиллиона рублей. Губернаторы субъектов Федерации уже пообещали помочь – предоставить грантополучателям жилье. Первые ребята, заявил министр образования и науки РФ, смогут поехать на новое место работы уже в начале следующего учебного года.

Четвертое направление – совершенствование инфраструктуры школьной сети. «В рамках нацпроекта отработаны модели базовых школ, школ третьей ступени с профессиональным обучением, социокультурных комплексов. В 2010 году предстоит нормативно закрепить существование таких школ, обеспечить их дальнейшее развитие», – объяснил Андрей Александрович и тут же внес предложение: «В рамках инициативы «Наша новая школа» с 2011 года начать реализацию нового мероприятия «Современная школа» – речь идет в первую очередь о региональных программах, с помощью которых создаются современные условия. Современные условия означают новые требования к безопасности, к санитарно-бытовым условиям, к школьному питанию и к оснащенности учебным оборудованием». А региональный руководитель, губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин конкретизировал: «Считал бы возможным провести аудит существующих типовых проектов (…). Создать модель типовой образцовой школы, которую можно было бы тиражировать дальше на всю Российскую Федерацию». Президент Медведев идею поддержал, однако подкорректировал – типовых решений должно быть 3-5, одного уникального образца мало…

Наконец, пятое направление – сохранение, укрепление здоровья школьников. Обсуждению этой животрепещущей темы была посвящена большая часть заседания, потому что начался Совет с доклада министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой. Цифры, прозвучавшие в докладе министра, настораживают: «Показатели общей заболеваемости детей до 14 лет включительно возросли на 9,3%. Из 16,3 миллиона детей школьного возраста две трети имеют отклонения в состоянии здоровья. Среди 13,6 миллиона детей, обучающихся в школах, только 21,4% имеют первую группу здоровья, а 21% – хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания. Среди современных первоклассников вдвое меньше абсолютно здоровых детей, чем среди их сверстников конца прошлого века. Интенсификация учебного процесса приводит, к сожалению, к снижению числа абсолютно здоровых детей уже в процессе обучения в первом классе. У 17,3% дошкольников определена первая группа здоровья, тогда как к концу первого класса процент здоровых детей снижается до 4,3%». Министерство образования и науки РФ готово в сотрудничестве с Минздравсоцразвития и Минспорта бороться за здоровье подрастающего поколения. Из ближайших мер, озвученных Андреем Фурсенко, – разработка федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья детей, требований к проведению занятий физкультурой в школах, организация физкультурно-спортивных мероприятий среди команд классов, повсеместный мониторинг здоровья школьников. На региональном уровне также идет активная работа. Так, в Ивановской области, по словам губернатора Михаила Меня, школы переходят на пятидневную учебную неделю и объявляют субботу Днем здоровья. В Санкт-Петербурге в 157 школах в прошлом году появился в качестве эксперимента третий обязательный урок физкультуры. Губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко считает, что третий урок физической культуры должен быть и в федеральном БУПе. «Также необходимо пересмотреть нормативы физических нагрузок на каждую группу здоровья школьников. А в рамках реализации проекта «Наша новая школа» надо разработать государственную программу, направленную на оснащение образовательных учреждений типовым спортивным оборудованием».

«Наша новая школа» – новое направление, не на год и не на два… Эта инициатива может стать нашей новой стратегией развития школьного образования», – так закончил свой доклад министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. «Поручаю правительству представлять ежегодный сводный доклад о результатах реализации инициативы «Наша новая школа». Это главный концептуальный документ развития школьного образования на ближайшую перспективу», – сказал Президент России Дмитрий Медведев. И добавил: «Работа с национальными проектами остается одним из приоритетов развития нашего государства».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте