search
main
0

Всепогодная физра. Что делать, когда нет спортзала?

Наша школа единственная в районе, которая не имеет не только спортзала, но и никакого мало-мальски пригодного помещения, где можно было бы проводить уроки физической культуры и заниматься внеклассной работой. 16 лет назад мы стали искать выход из создавшегося положения. А выход один – проводить всю физкультурно-оздоровительную работу на улице в любое время года и в любую погоду.

Прежде всего решили построить спортивный городок. Составили план, наметили спортивные площадки – городошную, баскетбольную, волейбольную, для ручного мяча и футбола. Кроме того, рукоходы, турники, брусья, пирамида и полоса препятствий со всеми необходимыми снарядами – бревно, лабиринт и т.д.

Для строительства нужны были материалы. Где взять? Попросили у директора Госплемзавода «Гулькевичский» Александра Литвиненко, который выделил все материалы, сварщиков. И работа закипела. Ребята рыли ямы, вместе с учителями устанавливали снаряды, бетонировали, красили. В результате получился чудесный спортивный городок.

Мне повезло с учителем физкультуры. В далеком 1986 году в школу пришел неугомонный, умный, преданный своему делу, знающий работу Григорий Тюкаев. В любую погоду, дождь ли, снег, мороз, жара, он проводит уроки, а вечером с детьми и молодежью хутора занимается на стадионе. За эти годы Григорий Васильевич стал высококлассным специалистом, отличником просвещения, в 1988 году ему присвоено звание «Учитель-методист» – единственному в районе учителю физкультуры, это звание он постоянно подтверждал.

Для проведения занятий по физкультуре на улице в течение всего учебного года мы выбрали форму ежедневных уроков путем соединения нескольких классов в одну рабочую группу.

С внеклассной работой поиск продолжался почти три года. За это время мы испробовали множество вариантов организации и проведения внеклассной работы.

Первое, что было сделано, – это освещение спортивного городка. Сейчас у нас ежедневно с приходом сумерек загораются и светятся 8 уличных фонарей, которые дают возможность проводить занятия до позднего вечера. Взрослая молодежь, кстати, и ночью играет в футбол, волейбол, баскетбол и т.д.

Второе, что мы сделали, – это озвучили городок. Теперь у нас на всех уроках и всех внеклассных мероприятиях на спортивных площадках звучит музыка. Содержание и качество музыкального оформления регулируем сами из школы.

Соединив освещение и музыкальное сопровождение, мы получили необходимый результат. Как только вечерами начинает звучать музыка, спортивный городок наполняется детьми и их голосами. Приходят и взрослые, кто посмотреть, а кто и поиграть во что-нибудь. Приходят молодые мамы и бабушки с малышами, т.е. городок невольно стал центром активного отдыха хуторян.

Упустить такой момент и не направить желание детей к общению в нужное для нас русло было бы преступлением, и мы пошли на рискованный шаг – стали выносить почти весь спортинвентарь школы. Почему рискованный? Да потому, что в это архисложное время не так просто его приобрести. Площадки сразу загудели и повеселели. На них одновременно стали заниматься до 150 человек, это при том, что в школе всего 220 учеников. Теперь нужно было определить, чего нельзя делать во время занятий. В этот перечень вошли 5 основных требований.

1. Нужно обязательно соблюдать технику безопасности.

2. Нельзя курить в пределах спортгородка и нецензурно выражаться.

3. Нельзя обижать младших и забирать у них спортинвентарь.

4. Нельзя во время занятий кататься в районе спортивного городка на велосипедах и мопедах.

5. Нельзя уйти с площадки, не убрав спортивный инвентарь, которым пользовался во время занятий.

Дети и взрослые быстро сжились с этими правилами и выполняют их беспрекословно в течение всех лет работы.

Как теперь организовать всю эту массу? После недолгих исканий мы остановились на ежедневных двухчасовых вечерних занятиях, на которые мог прийти любой ученик нашей школы и любой житель ближайших хуторов. Для этого не надо заранее записываться в какой-либо кружок или секцию.

Ребенок или взрослый, придя на такое занятие, сам решает, чем ему сегодня заниматься. На занятиях вы увидите одновременно футбол, баскетбол, настольный теннис (в хорошую погоду), городки, волейбол, игры в выбивалки, лапту, тут же – группы по 15 – 20 человек на беговых дорожках, кто-то прыгает через козла, в длину, в высоту… Основным принципом является «никто никого не заставляет, каждый занимается тем, чем ему хочется в данное время». Если понаблюдать за отдельно взятым ребенком в течение всего занятия, то обнаружится, что он попробовал себя как минимум в 4-5 различных физических упражнениях и, что самое интересное, он на протяжении всего занятия двигался. А что еще надо для здоровья?

Чтобы вечерние занятия были более плодотворными, учителя на уроках стали больше давать заданий для самостоятельной отработки (здесь и подготовка к зачетам, и отработка силовых качеств, и многое другое).

Также на вечер мы перенесли соревнования по тому или иному виду спорта, отчего занятия стали более эмоциональными и интересными. Постепенно появились группы детей, которые отдали предпочтение какому-либо одному виду физических упражнений. Так возникли группы легкоатлетов, футболистов, баскетболистов. В сырую, промозглую погоду вместо баскетбола и волейбола ребята в фойе школы играют в настольный теннис, в шахматы и шашки, а легкоатлеты в это время занимаются на улице.

Какая бы ни была погода, в точно назначенное время учитель всегда на месте. Дети это знают и приходят, уверенные в том, что для них найдется интересное занятие. За все 16 лет не было дня, чтобы у нас из-за непогоды или по прихоти учителя сорвалось вечернее занятие, он всегда на месте, а если на месте, то всегда возле него и дети. Пусть не так много, как в хорошую погоду, но они есть. В пунктуальности и порядочности залог того, что вечерние занятия изо дня в день 6 раз в неделю проходят вот уже 17-й год.

С 1986 года школа ни разу не закрывалась на карантин во время массовых заболеваний гриппом и другими простудными заболеваниями. При этом ежегодно наши спортсмены занимают призовые места в районной спартакиаде школьников.

Жизнь на спортивных площадках не прекращается никогда. Время года можно определить не по погоде, а по количеству детей и взрослых на занятии. В теплое время – это 120-150 человек, в холодное время – от 40 до 70 человек.

К слову, нас уже включили в краевую программу по строительству спортзалов для сельских школ. Это вселяет надежду, что в ближайшее время мы будем иметь возможность заниматься в дождь и слякоть в теплом помещении.

Виктор ВАЛЬЧУК, директор школы №6, хутор Тельман, Краснодарский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте