Цели:
1) Сформировать представление о конституции как договоре между гражданами, опираясь на исторический опыт разных стран.
2) Показать путь к идее конституции в России.
3) Формирование умения анализировать исторические источники.
Понятия: “общественный договор”, “конституция”.
1-й этап. Мотивация урока.
Учитель обращает внимание учащихся на изучение новой темы “Гражданин и государство (о Конституции России)”, формулирует цели, вывешивает лист “базового контроля”.
2-й этап. Входной контроль. Учитель проводит опрос, проверяя знание понятий, изученных в 8-м классе. Класс разбивается на две группы по рядам – вариантам. Каждый отвечает на вопрос своего соседа по парте. Затем учитель дает свой ответ. Ответы сравниваются, ставится знак “+” и “-” в рабочем листе.
Задание для 1-го варианта. Дать определение понятиям: “конституция”, “государство”, “демократия”, “президент”, “судебная власть”, “разделение властей”.
Задание для 2-го варианта. Дать определение понятиям: “прямая демократия”, “представительная демократия”, “правовое государство”, “правительство”, “власть”, “принцип разделения властей”.
Подведение итогов, листы сдаются на проверку.
3-й этап. Тема. Постановка целей урока.
Учитель: Тот, кто бывал в Америке, мог увидеть очередь к зданию с вывеской “Национальное достояние”. Что же они спешат там увидеть? (Это документ, пожелтевший от времени, – конституция). Увиденное говорит о том, как американцы относятся к своей конституции. В США она прошла испытания временем. Наша государственность в последнем столетии тоже делала попытки опереться на конституцию.
Формулируется тема, ставятся цели.
4-й этап. Конституция – общественный договор.
Термином “конституция” (установление, учреждение) в Римской империи именовались акты, провозглашенные от имени императора. В новой истории Конституция – Основной Закон страны, имеющий основополагающий характер.
Учитель: В каких странах появились первые конституции? Что мы узнали на уроке истории об условиях принятия конституции США, Франции?
(При ответе учащиеся пользуются учебником. Новая история. Часть 2. Они приводят эпизод, характерный для жителей Парижа 1791 г.).
1-й парижанин. Вчера я еле-еле уцелел на Марсовом поле. Была настоящая кровавая бойня. Камнем руку задело, но таких, как я, было несколько сот человек. Наше братство подписало петицию с требованием отстранить короля от власти. Его преступления доказаны!
2-й парижанин. Да ведь это массовое сборище! Вот и применили к вам военный закон. А может быть, поверить королю? Плохой мир лучше доброй ссоры. И хочу дать вам совет: лучше бороться против своих хозяев, мы, например, получаем по 50 су в день, а вы работаете с 4 утра до 7 часов вечера.
Мальчик – продавец газет: “Новости! Свежие новости! Вчера Национальное собрание представило “текст конституции на утверждение королю! Король дает свою санкцию!”
Учащиеся характеризуют положение короля по конституции 1791 года, учитель напоминает им, что Людовику ХVI осталось недолго править Францией, его в январе 1793 года казнят, но короли еще вернутся.
Учитель: Для чего же принята была конституция?
Учащиеся: Для того, чтобы упорядочить жизнь в обществе, устранить конфликты.
Учитель: Это желание породило идею общественного договора. Конституция этот договор закрепляет юридически.
Учащиеся работают с текстом конституции (1791 г.) Франции (с. 105 учебника “Граждановедение”, 9 кл., авт. Я. Соколов) и отвечают на вопрос: “В чем суть общественного договора во Франции конца ХVIII века?”
5-й этап. Из истории российских конституций
Учитель: Вспомните события до 1917 года, относящиеся к рассматриваемому вопросу. Учащиеся работают с “линией времени”.
Начало ХIХ в.: движение декабристов, проекты конституций Н. Муравьева и П. Пестеля
2-я пол. ХIХ в.: реформы Александра II, изменение отношений между государством и его гражданами.
Революция 1905-1907 гг.: “Манифест 17 октября”
Новые демократические надежды россияне имели в феврале 1917 г. Большевики пришли к власти и, надо отдать им должное, стремились оформить свои действия в виде юридических актов.
Учащиеся вспоминают даты принятия конституций в нашей стране:
Конституция РСФСР – 1918 г.
Конституция СССР – 1924 г.
Конституция СССР – 1936 г.
Конституция СССР – 1977 г.
Конституция РФ – 1993 г.
(Групповая форма работы):
Учащиеся работают с текстами Конституций 1918, 1936 г. и отвечают на вопросы:
1. Можно ли Конституцию РСФСР 1918 г. назвать общественным договором? Правовым документом?
2. Можно ли Конституцию 1936 г. считать демократической?
3. Сравнить Конституцию СССР 1977 г. и Конституцию РФ 1993 г. (статьи о правах и свободах граждан) и сделать выводы.
Учащиеся отмечают, что первая Конституция – это политический документ, а не правовой, он ориентирован на борьбу. Эту конституцию нельзя назвать общественным договором. В Конституции СССР 1977 г. отсутствуют права на жизнь, достоинство, свободу мысли, право выезда из страны, этот документ не соответствовал Всеобщей декларации прав человека.
Учащиеся делают вывод: Несмотря на создание конституций, трудно говорить о создании в СССР конституционного строя. Какая конституция самая лучшая?
Учащиеся отвечают: Та, которая выполняется.
6. Синквейн. Учащиеся обобщают, систематизируют знания (5 минут) (5 вопросов)
1. Тема.
2. Два прилагательных.
3. Три глагола.
4. Смысловая фраза.
5. Одно слово, вывод, реакция, связанная с темой.
7. Домашнее задание (на выбор учащихся).
1. ╖ 10. В тетради выписать отличия демократической конституции от “подаренной” монархом.
2. С. 110, задание 1.
3. Можно ли Конституцию 1936 г. назвать демократической? (См. учебник “История России ХХ века” для 9 кл. авт. А. Данилов, Л. Косулина. М., 1995 г.).
О королевской власти и короле
(из Конституции 1791 г.)
“Королевская власть неделима – она вверена непосредственно царствующему дому и переходит по мужской линии в порядке первородства.
Особа короля неприкосновенная и священна (король) носит титул короля французов.
Во Франции нет власти, стоящей над законом. Король царствует лишь в силу закона… и лишь именем закона он может требовать повиновения.
Король при своем вступлении на престол или по достижении совершеннолетия приносит в присутствии законодательного корпуса присягу на верность нации и закону”.
Татьяна СЕКИРОВА,
учитель граждановедения
Муром,
Владимирская область
Комментарии