Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Всемирное наследие. Открытия, которые помогают понять, что сокровища не всегда сделаны из золота

УГ - Москва, №39 от 25 сентября 2018. Читать номер
Автор:

​Ежегодно к проекту олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» присоединяются тысячи школьников, также увеличивается и количество объектов, их принимающих. Например, в 2017‑2018 учебном году 203 объекта принимали участников олимпиады. Из них: 16 парков, 11 усадеб и 176 музеев. На олимпиаду зарегистрировалось около 45 тысяч школьников города Москвы.

Участие в городской олимпиаде дает возможность школьникам побывать в интереснейших местах города, узнать о великих людях и научных открытиях, ознакомиться с различными историческими эпохами. Задача школьников – посещать музеи, парки и усадьбы города, правильно отвечать на вопросы и набирать как можно больше баллов.Чтобы стать участником олимпиады, школьник (или группа школьников) регистрируется на сайте проекта, проходит вводный этап, выполняет задания заочного тура «Музейное приветствие», получает приглашение на очный этап – «Музейный водоворот».Московский государственный объединенный музей-заповедник с 2013 года на своих территориях принимает участников олимпиады. К каждому новому сезону сотрудники просветительского направления разрабатывают вопросы по экспозициям и выставкам МГОМЗ, учитывая особенности разных возрастных категорий, курируют работу проекта на территориях музея, осуществляют проверку бланков ответов учащихся. За 2017‑2018 учебный год территории нашего большого музея-заповедника посетили 13866 участников, из них Коломенское – 5936, Люблино – 4330, Измайлово – 3600.В течение шестого сезона проекта территория «Коломенское» ознакомит школьников с выставкой «Сокровища русского искусства. XVII век», которая расположена во Дворце царя Алексея Михайловича. Здесь экспонируются подлинные предметы из уникального художественного собрания музея-заповедника. Представленные в залах произведения искусства богато украшены орнаментом, резьбой и росписью. Они воссоздают своеобразный художественный мир, отмеченный яркой народной фантазией, иллюстрируют мечту русского человека о прекрасном, воплощают идею райского сада – «вертограда» – на земле. Таким «раем» в восприятии современников стал деревянный царский дворец в Коломенском. Чтобы старинные предметы стали школьникам ближе, сотрудники отдела музейной педагогики разработали музейное занятие «Не все то золото, что блестит». Участники занятия отправляются в сказочное путешествие на поиски музейных сокровищ. Впереди их ждут загадки, ребусы, головоломки, которые помогут юным путешественникам понять, что сокровища не всегда сделаны из золота, серебра и драгоценных камней.Усадьба Люблино предлагает учащимся 1‑7‑х классов в бельведере Дворца Н.А.Дурасова посетить выставку «Подмосковные усадьбы на переломе двух эпох. Заветные святыни». На выставке представлены предметы, которые в прошлом принадлежали владельцам усадеб, а потом во­шли в состав музейных коллекций из музеев-усадеб «Останкино», «Кусково», МГОМЗ. Картины, мебель, посуда, вазы, статуэтки, осветительные приборы, велосипед и даже предметы церковной утвари – все это помогает окунуться в атмосферу усадебной жизни. Рассматривая предметы, мы погружаемся в прошлое, знакомимся с любимыми и дорогими вещами людей ушедших эпох, ведь за каждой вещью стоит своя личная и семейная история. Специально для участников олимпиады разрабатывается познавательное музейное занятие «Старинные вещи уйти не спешат». Ребята узнают об особенностях той эпохи, о предметах, которые бытовали в наполненных жизнью и заботами, печалями и радостями усадьбах.Ученики 10‑11‑х классов в рамках олимпиады посетят две выставки в Театральной школе – «Французские парфюмеры в Москве в конце XIX – начале XX века» и «Будни и праздники крепостного театра». Первая выставка показывает уникальные коллекции этикеток и упаковок, рекламной атрибутики парфюмерных компаний, основанных в Москве предпринимателями французского происхождения. На выставке представлена интерактивная зона, в которой можно будет услышать вальс, посвященный одеколону «Лила Флери», а также почувствовать ароматы некоторых парфюмерных изделий. Содержание выставки «Будни и праздники крепостного театра» основывается на письменных источниках и графическом материале, касающихся создания театра Шереметевых. Здесь представлены партитуры, нотные листы, музыкальные инструменты, эскизы театральных декораций, костюмы, модные аксессуары.На Измайловском острове ученики 1‑4‑х классов посещают выставку «Измайлово – царская вотчина XVII века» и интерьер старой московской квартиры. Учащиеся 5‑11‑х классов ознакомятся с выставками «Измайлово – царская вотчина XVII века» и «Райский сад в русском искусстве XVII – начала XX века».На выставке «Измайлово – царская вотчина XVII века» экспонируются макет острова, уникальная коллекция чертежей Измайловских земель XVII века, изразцы, сельскохозяйственные инструменты и многое другое.На Измайловском острове воссоздан интерьер старой советской квартиры с предметами быта, одежды, кухонной утвари и мебели. Здесь все можно потрогать и погрузиться в недавнее прошлое.Выставка «Райский сад в русском искусстве XVII века – начала ХХ века» посвящена одному из самых ярких воплощений образа райского сада – резиденции царя Алексея Михайловича в Измайлове. На выставке представлены фрагменты белокаменного и изразцового убранства московских построек XVII века, детали резных иконостасов этого времени, а также фрагменты крестьянской домовой резьбы, изразцы, предметы домашнего обихода XVIII – начала XX века.Для сотрудников просветительского направления музея-заповедника опыт участия в городском проекте «Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» является очень ценным, так как он предполагает самостоятельную работу ребенка с музейным экспонатом. Школьник, отвечая на вопросы олимпиады, учится рассматривать предмет, развивать аналитическое мышление и внимательность. Такой подход позволяет ребенку с детства проявлять интерес к музею, его культурным и духовным богатствам. Эти знания помогут ему стать разносторонней личностью, интересным человеком с широким кругозором. Человеком, который в будущем приведет своих детей и внуков в музей – хранилище духовной и материальной культуры, всемирного наследия человечества.Анастасия АЛЕХИНА, Наталья ЗЕЛИНСКАЯ, методисты отдела музейной педагогики Московского государственного объединенного музея-заповедника


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту