search
main
0

Всем управляет управляющий совет

С 2003 года в учреждениях образования Южного административного округа в экспериментальном режиме отрабатывалась новая форма органов государственно-общественного управления – управляющий совет образовательного учреждения. Это коллегиальный внутришкольный орган, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных членов, имеющий управленческие (властные) полномочия по решению важных вопросов деятельности и развития школы. Конкретный объем этих полномочий может быть различен и определяется уставом образовательного учреждения.

На конец 2007-2008 учебного года в 53 школах округа управление учреждением осуществляли школьные управляющие советы, первопроходцами были школы №№420, 426, 438, 470, 505, 544, 548, 549, 581, 585, 628, 629, 649, 832, 840, 867, 870, 879, 893, 902, 924, 938, 939, 945, 949, 978, 981, 982, 983, 987, 992, 997, 1158, 1162, 1178, 1257, 1272, 1375, 1428, 1433, 1526, 1527, 1552, 1569, 1582, 1587, 1623, 1636, 1736, 1861, 2000. Сегодня такие советы есть практически во всех образовательных учреждениях ЮАО. Когда тебе дают такую информацию, сразу возникает вопрос: а так ли это на самом деле? Ну, правда, в одном отдельно взятом Южном округе, судя по отчетам, растет и ширится движение управляющих советов, а в других округах школы, их имеющие, можно пересчитать по пальцам. Еще один вопрос: а действительно ли эти управляющие советы в ЮАО так серьезны и компетентны, что могут помогать администрации принимать грамотные управленческие решения? Чтобы получить ответы на все свои вопросы, я решила отправиться на одну из традиционных (они бывают четыре раза в год) встреч председателей управляющих советов с начальником Южного окружного управления образования Ниной Минько и ее командой, проходившую в актовом зале префектуры. Это сразу свидетельствовало о том, что управляющих советов в округе действительно много. Как и положено, председателям УС буквально при входе вручали синие папки с бумагами. Мне удалось заглянуть в одну из папок и удивиться, как много там было информации по различным вопросам, в том числе и по финансовым. Но еще больше я удивилась тому, как, заняв свои места в зале, председатели сразу углубились в чтение этих материалов, некоторые читали с карандашом в руках, делая на полях пометки. Точно в назначенное время в президиуме появилась Нина Минько со своей командой, в которую входили представители Южного окружного управления образования, Централизованной бухгалтерии и ОМЦ. Прежде всего Нина Григорьевна сделала своеобразный отчет о работе, проделанной окружной системой образования, рассказала о тех проблемах и новшествах, которые были введены или еще ожидают нас в самом ближайшем будущем. В частности, разговор коснулся того, что через некоторое время в округе стартует эксперимент по введению новой системы оплаты труда. Конечно, председателей управляющих советов интересовало то, каким образом нынче будет проходить аттестация школ – история со школой №874 еще свежа в памяти. Нина Минько рассказала, что составлен список «школ риска», с которыми работа не прекращалась в последние несколько лет (есть даже программа, разработанная два года назад), но тем не менее решения по этим школам могут быть приняты, например, такую школу могут объединить с сильной и таким образом обеспечить качество преподавания. Вторая часть встречи была традиционной – ответы на вопросы. Самый острый – питание школьников. Одна из председателей сообщила, что очень часто в их школу привозят несвежие продукты. В школе есть комиссия, но продукты привозят обычно вечером, когда комиссии нет, а готовить начинают утром, когда несвежесть и обнаруживается. Члены управляющего совета настроены на то, чтобы отказаться от услуг недобросовестных поставщиков. Нина Минько их в этом намерении поддержала, подчеркнув, что при этом претензии должны быть подтверждены серьезными фактами. Еще один вопрос – медицинское обслуживание. Председателей управляющих советов не устраивает отсутствие в школах медицинских сестер, они считают, что нормативы устарели и в школах, где 600 учащихся, медсестра должна быть, особенно в нынешнем году – Году спорта и здорового образа жизни. Председатели уполномочили Нину Григорьевну передать их предложения в Департамент образования. Не обошли участники встречи и тему карантина, тут их беспокоило то, что прекрасная система – общение учеников и учителей в Интернете – часто становится невозможной из-за перегрузки сетей. Тут же было решено подключить к этому вопросу специалистов, и как можно быстрее. Единодушие, с которым председатели воспринимали каждый вопрос, было нарушено только однажды – когда кто-то из председателей предложил написать письмо с осуждением проекта стандартов старшей школы. Сначала вроде бы никто не возражал против такого письма резолюции, но это предложение так и не было принято – председатели решили внимательно прочитать стандарты еще раз и определить, за какие изменения стандарта они готовы ратовать. Напоследок возник еще один вопрос – финансовый. Дело в том, что со школами округа сотрудничает благотворительный фонд «Просвещение», в который родители-благотворители перечисляют свои деньги для помощи школам. Выяснилось, что не всех родителей такое сотрудничество устраивает. Генеральный директор фонда Ирина Фролова оправдывалась, что не такой уж большой процент фонд берет из собранных средств на свое содержание. Тут мнения разделились: одни председатели считали, что можно продолжать сотрудничество с фондом, другие считали, что их деньги должны поступать на счета школ, чтобы все было ясно, четко и прозрачно. Категоричных резолюций по этому поводу принимать не стали, отметив, что каждая школа вместе со своим управляющим советом правомочна принимать решение по этому поводу. В начале встречи Нина Минько предложила задавать сначала вопросы, которые интересуют всех, а те, что интересуют тот или иной совет, задать потом в личных беседах с представителями округа. Так это и произошло, председатели смогли задать свои вопросы приватно и самой Минько, и членам ее команды. Причем неожиданно в работу вовлекли и меня – поставили вопрос о том, что в последнее время требования к тем проектам, которые предлагают разрабатывать школьникам в рамках «Молодежной инициативы», непомерны, так как тут нужно предлагать сразу и экономическую часть. Разработать это неопытному школьнику не под силу, выходит, к делу должны подключаться родители, но тогда это уже не проект ученика и все зависит от подготовленности и компетентности родителей. Между тем не все родители способны разработать бизнес-проект. Было уже поздно, когда наконец опустел зал префектуры. Но если вы думаете, что все председатели сразу разошлись по домам, то ошибаетесь. Еще долго у ворот стояла группа, которая обсуждала важную проблему – как наиболее эффективно поделиться накопленным опытом с молодыми председателями управляющих советов. Решили провести несколько семинаров, а в конце концов попробовать выпустить книгу. Управление образования такое предложение поддержало. Думаю, что такая книга станет полезным пособием для организации и работы управляющих советов и других округов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте