search
main
0

Всем сестрам по серьгам

Получить грант без конкурса - не вопрос!

Молодежную политику долгое время не знали к какому ведомству приткнуть, ее постоянно сопровождал хаос в управлении. Закон Хасбулатова (1993 г.) утвердил ее куратором Комиссию Верховного Совета РФ по делам молодежи, спорта и физического воспитания населения. На местах было рекомендовано «создать органы по делам молодежи в структуре исполнительной власти» (п. 5). Их и создали: где при комитетах по спорту, где при органах по культуре, где при министерствах образования. Лебедь, рак да щука тащили молодежную политику в нужную им сторону.


В 1997 году премьер-министр Виктор Черномырдин утверждает заказчиком программы «Молодежь России (1998-2000 годы)» вновь созданный Государственный комитет РФ по делам молодежи. В 2004 году Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков меняет заказчика очередной программы «Молодежь России (2001-2005 годы)» на Министерство образования и науки РФ. Здесь, на этом рубеже, и была допущена роковая ошибка – молодежная политика, как это было в советские времена, вернулась в образование.

Вскоре ошибка осознается, и в 2008 году правительство создает Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) как самостоятельное государственное ведомство. Ненадолго. Хаос продолжается, Росмолодежь вводят в структуру Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, а в 2012 году возвращают в подчинение Министерства образования и науки РФ. На знакомые грабли.

Утомишься перечислять всех кураторов молодежной политики, не выдержит самый терпеливый читатель. Но историю не укоротишь – в мае 2018 года Росмолодежи вновь возвращают самостоятельный статус. В общей сложности за последние 25 лет начальники молодежной политики менялись 8 раз. Тут не до работы, только успевай менять вывески и утрясать новые штаты.

Вывески меняли, но сути не трогали. «Задача Росмолодежи, – читаем на ведомственном сайте, – состоит в создании максимального количества возможностей для самореализации молодых людей». Введенное законом Хасбулатова ключевое слово «самореализация» снова запущено в оборот. Но снова не работает. Утвержденное Правительством РФ Положение о Росмолодежи ограничивает его полномочия «функцией по оказанию государственных услуг» (п. 1), как бы предупреждая: услуги может оказывать только государство, молодежи придется шагать строем, шаги влево-вправо останутся без услуг, без денег.

Огосударствление молодежной политики привело к скорому замещению общественных приоритетов централизованными, молодежных проектов – ведомственными. Росмолодежи поручают формировать и вести Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой (далее – Реестр), который сразу же превратился в административный фильтр. Среди условий включения в Реестр есть требование к объединениям быть юридическим лицом. Но как детская организация может стать юридическим лицом, если статья 48 Гражданского кодекса РФ обязывает такое лицо «нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде»? Придумавшие Реестр мудрецы из Росмолодежи тут же нашли обход своих правил – они стали регистрировать гибридные детско-молодежные организации.

Фильтр работает исправно, число реестровых организаций убывает. В первой из принятых государственных программ «Молодежь России» (1994 г.) было указано на регистрацию более 70 федеральных молодежных организаций, сейчас их только 11 – две детско-молодежные и девять молодежных (для сравнения в Германии их 80). Статистика явно не в пользу творцов молодежной политики и позволяет критически рассуждать о сомнительных критериях отбора для включения организаций в Реестр, в том числе идеологических. Так, внесенными в 2021 году изменениями из Реестра может быть исключено объединение, действующее на территории России, но «выполняющее функции иностранного агента». Выиграл грант на стороне, в каком-нибудь гуманитарном международном фонде, – и ты уже чужой, даже если занимаешься в России благотворительностью. Принявший в смутные годы от Фонда Сороса помощь в издании учебников министр Эдуард Днепров и продолживший эту миссию его преемник Евгений Ткаченко сегодня работали бы с приставкой «иностранный агент». Звучит неплохо: министр – иностранный агент, однако неплохо иллюстрирует неуклюжесть законодательной практики.

Вместо задуманной законом Хасбулатова гибкой сервисной структуры в статусе фонда во главе молодежной политики встал неповоротливый государственный монстр. Представление о мощном административном потенциале Росмолодежи дает разветвленная сеть его региональных и местных структур. В 21 субъекте Российской Федерации это самостоятельные органы исполнительной власти, из которых шесть имеют статус министерств. В 64 регионах они спрятаны в структуры разных ведомств, из них 29 – образования, 20 – физической культуры, остальные – кто куда. Построение механизма управления молодежной политикой так и не завершено, хотя пора бы.

Бюджетом обеспечены немалые штаты: профессиональную деятельность осуществляют около 34 тыс. специалистов по работе с молодежью. В среднем по России на одного сотрудника органа по делам молодежи приходится около 3 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет.

На сайте Росмолодежи под рубрикой «История успехов» еще можно увидеть информацию о редких победителях инновационных конкурсов. Но если копнуть глубже, взглянуть на структуру бюджета этой организации и его кассовое исполнение, обнаруживается, что гранты вытеснены субсидиями. Напомним, в отличие от гранта, который можно получить только по конкурсу и непременно отчитаться о результатах, субсидия – это форма долевого участия государства в финансировании каких-либо услуг, не требующая отчета. Субсидия – нечто вроде так называемого вертолетного способа раздачи денег, но модернизированного – теперь их разбрасывают только над лояльной территорией либо прямо в казну структуре, выполняющей спецзадания Росмолодежи.

Конкурсно поощряемые молодежные инициативы с последующей выдачей грантов уходят в историю. Так, из 1,17 млрд руб. статьи «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» только 22% распределены на конкурсной основе. По статье «Поддержка молодeжных медиа» гранты составили 17%, а по статьям «Международное и межрегиональное сотрудничество» и «Вовлечение молодежи в здоровый образ жизни и занятия спортом» их уже и зафиксировать трудно – 8% и 3%. Скоро о государственных грантах просто забудут, осведомленность о них среди опрошенных в Санкт-Петербурге представителей молодежных объединений, к примеру, составляет лишь 22%.
Бюджетные средства все чаще распределяются в узком кругу своих сторонников на псевдоконкурсных междусобойчиках. Как сообщила пресс-служба АНО «Россия – страна возможностей», на проходившей в августе 2021 года в подмосковном Солнечногорске четвертой смене «Политика: новые вызовы» форума «Территория смыслов» с участием 650 человек была проведена публичная защита 59 политических проектов. Защиту назвали конкурсом и тут же выдали 20 грантов на общую сумму 9 миллионов рублей. Россия поистине становится страной возможностей. Не для всех, конечно.

Грантовая поддержка по-прежнему широко декларируется, издается множество актов: 2016 г. – приказ Минобрнауки о порядке проведения конкурсов, 2018 г. – постановление Правительства РФ «О Всероссийском конкурсе молодежных проектов», 2020 г. – постановления Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления грантов» и вслед за ним (2021 г.) об изменении этих правил. Но на деле происходят угасание конкурсных основ поддержки молодежных инициатив, переход к административному распределению бюджета Росмолодежи, чаще всего по политической повестке проводимых мероприятий.

В утвержденных Правительством РФ (16 марта 2021 г. №389) Правилах предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий сохранилось слово «грант», но исчезло слово «конкурс». Его в тексте документа просто нет! Зато появилась бюджетная новация «гранты в форме субсидий», чем-то напоминающая зарплату в конвертах, они выдаются по молчаливой договоренности и без излишней огласки. При этом выделяются огромные суммы: в 2021 году – 4,8 млрд рублей, в 2022 году – 4,4 млрд рублей, в 2023 году – 4,1 млрд рублей. Там же, в постановлении, определено, кто их получит: Агентство развития профессионального мастерства («Ворлдскиллс Россия»), Фонд гуманитарных проектов, Российское движение школьников, АНО «Россия – страна возможностей», общественное движение «Юнармия», Центр мониторинга молодежной среды. Ни одно из них не входит в Реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой. Но почему-то ею пользуется. Без конкурсов и без конкурентов. По купеческому принципу «сдачи не надо».

Соревнования молодежных талантов, борьбы идей, экспертных оценок для получения грантов ныне не требуется. В духе старых бюрократических правил отобранные по степени политической благонадежности организации должны представить 5 установленных ведомством справок и получить добро от Росмолодежи. Сидящие здесь умные и щедрые дяди сами решают, кому и куда сбросить государственные деньги с государственного «вертолета».

Игорь СМИРНОВ, доктор философских наук, член-корреспондент РАО

В следующем номере читайте статью Игоря Смирнова «В погоне за идентичностью»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте